Модератор форума: Sokol, Рашид56  
Географические открытия в филателии
SokolДата: Понедельник, 06 Января 2020, 00:06:29 | Сообщение # 246
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
5 января 1956 г. 64 года назад на берег Антарктиды высадилась первая советская экспедиция.



В июле 1955 года в связи с подготовкой Международного геофизического года Совет Министров СССР издал постановление об организации Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР, в задачи которой входила организация главной базы на побережье Антарктиды и выбор места для внутриматериковых научно-исследовательских станций.



Экспедицию возглавил доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов.





В конце ноября 1955 года из Калининградского порта отправился флагман антарктической экспедиции дизель-электроход «Обь», который специально был переоборудован под экспедиционное судно.

5 января 1956 года он подошел к берегам Антарктиды, и первая советская научная экспедиция высадилась на берег. Уже 13 февраля 1956 года открылась первая антарктическая станция, получившая название «Мирный» и был поднят Государственный флаг СССР.



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 08 Января 2020, 09:46:41 | Сообщение # 247
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
8 января 1861 г. 159 лет назад
В Петербурге вышел первый номер журнала «Вокруг света»


9 января 1861 года в Санкт-Петербурге был издан первый номер журнала «Вокруг света». Это не только один из первых российских журналов — журнал «Вокруг света» стал еще и одним из первых в мире познавательных журналов.



Со дня первого издания «Вокруг света» выходит в свет с небольшими перерывами уже полтора столетия. С января 1918 по январь 1927 и с июля 1941 по декабрь 1945 года журнал не издавался. Однако, при всех перипетиях своей истории «Вокруг света» сохранял преемственность как журнал о мире вокруг нас, путешествиях и открытиях.

В настоящее время журнал выходит ежемесячно общим тиражом около 250 000 экземпляров. Более четвертой части распространяется по подписке, в том числе за рубежом.



По объему читательской аудитории в 2004 году был на третьем месте среди всех глянцевых ежемесячных журналов, а в 2010 году по итогам общероссийского конкурса «Тираж — рекорд года» Национальная тиражная служба присудила журналу звание победителя в номинации «Научно-популярное издание», как и в два последующих года.

«Вокруг света» охватывает широкий спектр тем. Публикует рассказы о знаменитых людях и знаменательных событиях, статьи о научных открытиях и достижениях техники, репортажи, информацию туристического плана. Материалы, публикуемые в журнале, в большей мере специально подготовлены для «Вокруг света».

В разные годы в данном журнале публиковались известные авторы: А.Беляев, Л.Петрушевская, П.Вайль, Е.Гайдар, В.Ерофеев и другие.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 13 Января 2020, 20:14:34 | Сообщение # 248
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
13 января 1940 г. 80 лет назад
Завершился героический дрейф в льдах Арктики ледокола «Георгий Седов»


Ледокольный пароход «Георгий Седов» назван в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов.





22 июля корабль был в Карском море. Выполнив здесь план работ, экспедиция на «Георгии Седове» прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Ново-Сибирских островов.

Программа исследований была почти закончена, когда пароход послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом; закрыт был путь и на запад, через пролив Вилькицкого.


Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского – здесь оказались затерты льдами три ледокольных парохода: «Садко», «Малыгин» и «Седов». Моряки стойко держались 812 дней. В августе следующего года ледоколу «Ермак» удалось вывести два первых, а «Седов», у которого было повреждено рулевое управление, остался дрейфовать с командой из 15 человек во главе с Константином Сергеевичем Бадигиным.

Корабль прошел со льдами путь в 6100 км, а затем в Гренландском море, к северо-западу от Шпицбергена, был освобожден 13 января 1940 года ледоколом «Иосиф Сталин». Все 15 членов экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза.



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 15 Января 2020, 00:10:08 | Сообщение # 249
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
14 января 1827
Петр Петрович СЕМЁНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ
(1827 — 11.3.1914),
географ, путешественник, государственный и общественный деятель


Пётр Петрович Семёнов родился (2) 14 января 1827 года в деревне Урусово, под Рязанью, в семье капитана в отставке, участника Бородинского сражения.

В 1848 году Семёнов окончил университет и решил заняться наукой. В 1853 году он начал читать лекции по географии и геологии в Берлинском университете. Здесь у него появляется идея исследования Тянь-Шаня, подсказанная А.Гумбольдтом.



В 1856 году Семёнов совершил свою первую экспедицию, а в 1857 году – вторую. Он собрал богатейший материал, в том числе незнакомые науке виды растений, дал название Заилийскому Алатау. Экспедиция была успешной, но не достигла своей главной цели – доказать вулканическое происхождение Тянь-Шаня. Через 50 лет, в 1906 году, когда началось научное изучение этого горного массива, к фамилии Семёнова было добавлено «Тян-Шанский».

С 1873 по 1914 годы Семёнов являлся главой Русского географического общества. Он участвовал в организации научных экспедиций Пржевальского, Потанина, Козлова, Роборовского, Велиханова, Мушкетова, Обручева.





Из-под пера Семёнова-Тян-Шанского вышли капитальные труды по географии, он собрал уникальную коллекцию насекомых (около 700 тысяч экземпляров), а также богатое собрание картин голландских художников, которые впоследствии передал в Эрмитаж (это более сотни картин и несколько тысяч гравюр).

В 1897 году он организовал проведение Первой всеобщей переписи населения России. Экономическими и статистическими работами Сёменова-Тян-Шанского пользовались Маркс и Ленин.

Умер учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (26 февраля) 11 марта 1914 года в Петербурге.

В честь него назван ряд географических объектов в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, Аляске и Шпицбергене и около 100 новых форм растений и животных. Учреждена золотая медаль им. Семёнова-Тян-Шанского.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 23 Января 2020, 18:21:03 | Сообщение # 250
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
23 января 1895 г. 125 лет назад
Впервые в мире человек ступил на берег Антарктиды


Первыми людьми, увидевшими берега одетой в ледяной панцирь Антарктиды, были участники русской кругосветной экспедиции 1819–1821 годов под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Произошло это 27 января 1820 года, когда парусные корабли «Восток» и «Мирный» на 2°35' з. д. достигли широты 69°28'. Эта дата вошла в историю географической науки как день величайшего географического открытия 19 века – открытия Антарктиды. Однако, высадка на берега Антарктиды произошла только через несколько десятилетий.







Первыми людьми, кто высадился на землю шестой части света, называют членов норвежской экспедиции. Это произошло 23 января 1895 года. Первыми на землю Антарктиды вступили капитан норвежского промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, тоже норвежец, преподаватель естественных наук Карлстен Борхгревинк. Он, собственно, и уговорил капитана спустить на воду шлюпку и пристать к берегу. Более того, он собрал там образцы минералов, увидел и описал антарктический лишайник, а в воде заметил медузу.

Одним из чудес, которые наблюдали члены экипажа на новом материке, было полярное сияние.

Через несколько лет Борхгревинк возвратился в Антарктиду, но уже в роли руководителя большой экспедиции на судне «Южный крест» (1898–1900).

Экспедиционное судно — барк «Южный Крест»



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 26 Января 2020, 16:28:29 | Сообщение # 251
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
25 января 1843 года в семье преподавателя Нижегородской духовной семинарии священника Виктора Потанина родилась
АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА ПОТАНИНА – ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ РУССКАЯ ПУТЕШЕСТВЕННИЦА


Потанина принимала деятельное участие в подготовке экспедиций, которые возглавлял муж.

Потанина стала бескорыстной энтузиасткой в деле своего мужа и в 1876 году вместе с супругом отправилась в первое путешествие по Монголии и Китаю, которое длилось полтора года. На всем протяжении пути она проявила выносливость, на которую способен был не каждый мужчина, не говоря уже о женщине. На пути у путешественников и исследователей вставали высокие горные перевалы Алтая, жаркая безводная пустыня Гоби, речные переправы. Рискованный переход по территории китайского Туркестана, отсутствие полноценной пищи, переезды на верблюдах и лошадях — даже это не смущало дух первооткрывательницы, не выводило ее из равновесия.

Итоги путешествий были значительны. Два тома в виде дневников заняло описание путешествий. Еще в двух томах были записаны легенды, поверия, сказки, поверия, загадки монгольских племен, тувинцев и казахов. Были составлены карты путешествий, собраны коллекции млекопитающих, птиц, рыб, горных пород и воды из соленых озер....



...Последний путь Александры Потаниной был очень длинен — по китайским рекам до города Ханькоу, затем через Пекин до Кяхты. Мужественная женщина пожелала быть погребенной в русской земле. Похоронили ее 23 января 1894 года в Кяхте на Успенском кладбище, вблизи собора. Памятник на могиле путешественницы жители города соорудили на свои средства в 1956 году. На его пьедестале высечена надпись:

«Первая русская путешественница — исследователь Центральной Азии Александра Потанина»


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 28 Января 2020, 19:07:26 | Сообщение # 252
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков

16 (28) января 1820 года — день открытия Антарктиды. Российские моряки капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный», несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.





Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.



Ф.Ф. Беллинсгаузен с раннего детства мечтал о морских просторах, и в 1803—1806 гг. принял участие в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна. М.П. Лазарев был на десять лет моложе. В 1827 г. он отличился в Наваринском морском сражении, совершил три кругосветных плавания, а затем в течение почти 20 лет командовал Черноморским флотом.



Все понимали, что главная цель экспедиции — ответить на вопрос: существует ли шестой континент — Антарктида. Но даже самые решительные из ее организаторов не могли предвидеть столь впечатляющих результатов в виде открытия шестого континента и двадцати девяти новых островов. Это был выдающийся вклад моряков России в изучение нашей планеты.

Начальный этап этого плавания проходил по уже знакомому русским морякам маршруту до Рио-де-Жанейро. Войдя в антарктические воды, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Затем экспедицией был открыт целый архипелаг, названный именем морского министра России де Траверсе.



Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра I, а через неделю — гористый берег Александра I. Отсюда корабли отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 года.



Из-за плохого состояния корпуса шлюпа «Восток» 30 января отряд покинул Антарктику. Успешно завершив это историческое кругосветное плавание, «Восток» и «Мирный» 24 июля 1821 года отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день.



Она собрала ценнейшие сведения о природе Южного полушария. Астрономические определения географических координат, и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью. Вблизи Антарктиды были проведены уникальные научные наблюдения за морскими течениями и волнением моря, за распределением льдов и айсбергов. По данным магнитных наблюдений Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819–1821 годы.

Дело отечественных первооткрывателей успешно продолжили советские ученые, которые занимали передовые позиции в изучении Антарктиды. В наши дни Россия постепенно возвращает себе былую славу в деле исследования и эксплуатации ресурсов Антарктики.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
lordДата: Воскресенье, 02 Февраля 2020, 21:29:02 | Сообщение # 253
Группа: Модератор
Сообщений: 12097
Статус: Отсутствует
Цитата Sokol ()
Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков



С уважением.Виктор Малинин. Легница 1972-73гг.
Калининград 1973-79гг.КТИ.
 
SokolДата: Вторник, 04 Февраля 2020, 14:55:22 | Сообщение # 254
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
lord,
Цитата Sokol ()
Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков

Совместный выпуск Российской Федерации и Эстонской Республики. 200 лет открытию Антарктиды. Мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен.







Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 13 Февраля 2020, 09:24:52 | Сообщение # 255
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
13 февраля 1934 г. 86 лет назад
В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин»


10 августа 1933 года пароход, провожаемый тысячной толпой, отошел от набережной Мурманска. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. Возглавил экспедицию знаменитый полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт.











Поначалу плавание шло успешно. Пароход прошел весь маршрут, вошел в Берингов пролив и 7 ноября дал в Москву приветственную радиограмму. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Получив повреждения, пароход вмерз в большую льдину и несколько месяцев дрейфовал с ней.

13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и «Челюскин» затонул.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 13 Февраля 2020, 17:02:05 | Сообщение # 256
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
13 февраля 1956 года состоялось открытие первой советской антарктической станции, получившей название "Мирный".





Антарктика — южная полярная область Земли, включающая Антарктиду и прилегающие к ней части океанов и острова. Открытие Антарктиды как ледяного континента, состоявшееся в 1820 году, принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный".



Систематическое изучение Антарктики в СССР началось только в середине 1950-х годов в связи с проведением Международного геофизического года. Для организации и проведения исследований в этом районе решением правительства Советского Союза во второй половине 1955 года была создана Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. В ее задачи входила организация главной базы на побережье континента, выбор места для внутриматериковых научно-исследовательских станций, а также проведение комплексных океанологических исследований в Индийском секторе антарктических вод. Всего в экспедиции (вместе с экипажами судов) участвовали 425 человек.

Экспедицию возглавил доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов.





Флагман экспедиции дизель-электроход "Обь", 30 ноября 1955 года вышедший в первый антарктический рейс из порта Калининграда, 5 января 1956 года подошел к берегам Антарктиды и пришвартовался к краю узкого припая бухты Фарр. Советские люди впервые высадились на антарктический материк.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 19 Февраля 2020, 06:26:16 | Сообщение # 257
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
19 февраля 1938 г. 82 года назад
Закончила работу первая в мире дрейфующая научная станция «Северный полюс-1»


Первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая научная станция «Северный полюс-1» начала работу 21 мая 1937 года. Пять самолетов полярной воздушной экспедиции Академии наук СССР доставили ученых на льдину. Официальное открытие «СП-1» состоялось 6 июня 1937 года. Над Северным полюсом был поднят флаг СССР.

Палатка первой в мире дрейфующей научной станции «Северный полюс-1»





Сотрудники станции — гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель, во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным — жили и работали в палатке, изучая Северный полюс.



Размер льдины, на которой располагалась станция, был 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе. Каждый день был полон новых открытий. Дрейф льдины давал возможность странствовать в районе Северного полюса. Созданная в районе Северного полюса, станция «СП-1» через 9 месяцев дрейфа на юг была вынесена в Гренландское море. Льдина проплыла более 2000 км.





Через 274 дня от льдины остался обломок шириной около 30 метров. Экспедицию было решено эвакуировать.



19 февраля 1938 года отважных исследователей сняли с льдины ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». В марте полярники представили Общему собранию Академии наук СССР в Ленинграде результаты научных исследований, которые были высоко оценены научным сообществом.



Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.

За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам — А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 05 Марта 2020, 14:44:55 | Сообщение # 258
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
5 марта 1886 г. родился
Владимир Юльевич ВИЗЕ
(1886 — 19.2.1954),
географ, исследователь Арктики (14 экспедиций), член-корреспондент АН СССР.


Был участником экспедиции Г. Я. СЕДОВА (1912—1914). В 1924 году предсказал существование, а в 1930 открыл остров в Карском море, который был назван его именем.





В 1932 на пароходе «Сибиряков» открыл острова Арктического института, впервые обогнул Северную Землю с севера и прошел Северный морской путь с запада на восток за одну навигацию. Два года спустя на ледоколе «Федор Литке» участвовал уже в первом сквозном проходе с востока на запад за одну навигацию. Первым подал идею создания научных лабораторий на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 07 Марта 2020, 21:11:52 | Сообщение # 259
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
7 марта 1912 г. 108 лет назад
Амундсен известил мир об открытии им Южного полюса


7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен (норв. Roald Amundsen, 1872—1928) известил мир об открытии им Южного полюса.



Амундсен изначально планировал отправиться в Арктику. Своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив. Однако пока шла подготовка экспедиции, Фредерик Кук и Роберт Пири объявили о том, что Северный полюс уже открыт.



Тогда Амундсен решил взять курс на Антарктиду. Такое решение явилось полной неожиданностью, как для его товарищей, так и для мировой общественности, включая Фритьофа Нансена, у которого он одолжил судно «Фрам».

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года. Только к марту 1912 года экспедиция Амундсена успешно добралась до города Хобарта на острове Тасмания, откуда и сообщила о своем открытии.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 21 Марта 2020, 22:48:28 | Сообщение # 260
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
21 марта 1885 135 лет назад родился
Борис Андреевич ВИЛЬКИЦКИЙ
(1885, с. Пулково С.-Петербургского уезда С.-Петербургской губ. — 6.3.1961, Брюссель),
гидрограф-геодезист.


Сын известного гидрографа был участником двух экспедиций Северного Ледовитого океана (1913—1915), которыми фактически руководил (во втором случае и формально). Во время них была открыта Земля императора Николая II (ныне Северная Земля), ряд островов. Вилькицкий успел повоевать в русско-японскую войну (три ордена), а в Первую мировую был награжден Георгиевским оружием за постановку минного заграждения на Балтике в тылу неприятеля. После революции в 1918 году он был назначен начальником первой советской экспедиции, но предназначенные для нее корабли захватили английские интервенты, а сам Вилькицкий стал участником Белого движения.







С 1920 года он за границей, по приглашению советского правительства еще возглавлял 3-ю и 4-ю Карские экспедиции, но, будучи монархистом по убеждениям, принять советскую действительность не мог. О полярных плаваниях пришлось забыть, экспедиция в Конго серьезно сказалась на его здоровье, место новых планов заняла забота о хлебе насущном. В последний период жизни он был конторщиком на фабрике по производству чернил.

Его имя было практически забыто на родине, но осталось на ее карте. Пролив между Таймыром и открытой им землей был назван в честь цесаревича Алексея, но на картах впервые появился в 1929 году как пролив Бориса Вилькицкого. Название было узаконено постановлением ЦИК, но в 1950 году из него убрали имя, оставив только фамилию. Восстановить справедливость удалось лишь в 2004 году.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 29 Марта 2020, 10:04:08 | Сообщение # 261
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
29 марта 1848 г. из–за льда, сковавшего реку, более чем на 30 часов остановился Ниагарский водопад.



Это самый известный, большой и красивый водопад в мире. Помимо красоты, под водопадом построены электростанции, которые вырабатывают до 4,4 гигаватт электроэнергии.

Индейская легенда гласит о красивой девушке Лелавалае, которую отец обручил за индейского воина, которого она не любила и презирала. Она предпочла принести себя в жертву её истинной любви, богу грома Хе-Но, жившему в пещере под водопадом «Подкова». Она направила своё каноэ в быстрый поток реки Ниагары и бросилась с высоты водопада. Хе-Но поймал её на лету, и с того времени их души стали жить вместе в святилище Бога Грома под водопадом.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 07 Апреля 2020, 15:08:11 | Сообщение # 262
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
7 апреля 1908 г. родился
Михаил Михайлович СОМОВ
(1908 — 30.12.1973),Известный советский учёный-океанолог, полярный исследователь, доктор географических наук,
Герой Советского Союза (1951).


Когда судно "Михаил Сомов" отходит от причала Архангельска, кажется, что сам знаменитый океанолог и полярник стоит у его руля. На судне очень бережно хранят память о Михаиле Сомове, ставшем еще при жизни легендой среди исследователей высоких широт Арктики и Антарктики. Традиции, которые Сомов заложил в профессию полярного ученого, живут и поныне.

Почтовая марка России, посвящённая Сомову



В 1942 году Михаил Сомов участвовал в защите Диксона от нападения фашистского крейсера "Адмирал Шеер".Это было время, когда буквально все защитники советского Заполярья проявляли чудеса героизма. Трудно сказать, что было бы, если бы не этот беззаветный героизм в ледяных широтах… Битва за полярный Диксон, хоть по масштабам и по длительности и не сравнится, скажем, со Сталинградской или Курской, все же стала настоящим коллективным подвигом.

Как опытному полярному исследователю, М. М. Сомову доверили в 1955 году возглавить первую Советскую Антарктическую экспедицию. В 1960-х годах Михаил Михайлович возглавлял 8-ю и 9-ю экспедиции.

Михаил Сомов также известен своими научными публикациями.

В честь Михаила Сомова названы ледник в Восточной Антарктиде, море Сомова, научно-исследовательское судно и малая планета 3334















Скончался 30 декабря 1973 года, похоронен в Комарово. Надгробие сделано из камней, привезённых из Антарктиды. Надгробие Комаровского Некрополя включено в культурно-историческое наследие федерального уровня охраны на основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2001 г. № 527.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Пятница, 10 Апреля 2020, 14:15:16 | Сообщение # 263
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
10 апреля 1910 110 лет назад родился
Евгений Константинович ФЁДОРОВ
(1910 — 30.12.1981),
академик-геофизик, научный сотрудник первой дрейфующей станции «Северный полюс — 1», Герой Советского Союза (1938).


Советский геофизик, начальник Гидрометслужбы СССР, государственный и общественный деятель, академик АН СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Герой Советского Союза.

На почтовой марке изображен портрет Е.К. Фёдорова на фоне сцены исследований на
полярной станции «Северный полюс-1».





«Академик Фёдоров» — советское и российское научно-исследовательское судно, построенное в 1987 году на верфях города Раума (Финляндия) по заказу СССР


В 1927 г. юный Евгений Федоров закончил школу и отправился в Ленинград получать высшее образование.
Уже после первого курса Евгений Константинович поехал в первую самостоятельную экспедицию на Северный Урал для выполнения геомагнитной съемки. По результатам этих работ была опубликована его первая научная статья. После окончания Университета Е. К. Федоров был направлен во Всесоюзный Арктический институт в Ленинграде, который являлся штабом советского национального комитета 2-го Международного полярного года. В числе других молодых специалистов Е. К. Федорова направили на работу в обсерваторию бухты Тихая на Земле Франца- Иосифа, начальником которой был И. Д. Папанин.

Международный полярный год (2007-2008) – широкомасштабная международная программа полярных исследований, которая реализуется в соответствии с решениями Международного Совета по Науке и Всемирной Метеорологической Организации.
На сцепке – дрейфующие полярные станции «Северный полюс», исследования ледниковых покровов, культурное и природное наследие Арктики.




Международный полярный год.




С 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года в качестве геофизика совместно с И.Д.Папаниным (руководитель), Э.Т.Кренкелем (радист) и П.П.Ширшовым (океанолог) участвовал в дрейфе первой отечественной дрейфующей станции «Северный полюс-1». Е. К. Федоров вел регулярные магнитные и гравиметрические измерения, определял астрономическим способом координаты станции, помогал товарищам в других трудоемких наблюдениях, участвовал в общих бытовых и хозяйственных работах. Дрейф длился 274 дня. 14 февраля 1938 г. ледоколы «Таймыр» и «Мурман» подошли к обломку, оставшемуся от некогда мощной льдины, на котором ждали помощи полярники, и сняли героическую четверку.

Герои-полярники на борту парохода


Научные достижения и героический труд папанинцев были высоко оценены сjветским правительством, советской и международной научной и культурной общественностью. Им присвоили почетные звания, их избирали в различные общественные и научные организации. За проявленный героизм И. Д. Папанину, Э. Т. Кренкелю, П. П.Ширшову и Е. К. Федорову были присвоены звания Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина.

Покорение Севера.
Первая дрейфующая станция "Северный полюс". 1937 г.







В 1958 г. начались переговоры о прекращении испытаний ядерного оружия. По предложению И.В.Курчатова руководителем советской делегации был назначен Е. К. Федоров. Занимаясь много лет прикладными вопросами геофизики, он в этом комплексе проблем был наиболее подготовленным ученым. Е. К. Федоров выступил с докладом, который касался вопросов выработки рекомендаций по организации системы контроля наблюдений за ядерными взрывами в разных средах.

Евгений Константинович Федоров прожил интересную, творческую жизнь. Умер Е. К. Федоров 30 декабря 1981 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Имя Е. К. Федорова присвоено Институту прикладной геофизики в Москве, одной из улиц Москвы и одной из центральных улиц г. Бендеры (1982), площади и соревнованиям по лыжным гонкам в г. Обнинск, полярной станции на мысе Челюскин (1983), научно-экспедиционному судну Росгидромета (1987), премии Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за лучшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие большое научное и практическое значение для Росгидромета.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 12 Апреля 2020, 20:15:01 | Сообщение # 264
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
12 апреля 1839 г. родился
Николай Михайлович ПРЖЕВАЛЬСКИЙ
(1839 — 1.11.1888),
путешественник.


Николай Михайлович Пржевальский родился (31 марта) 12 апреля 1839 года в деревне Кимбирово Смоленской губернии. Его родители были мелкопоместными дворянами, отец – потомок запорожского казака. Отец его умер, когда мальчику было 7 лет, и воспитанием ребенка занимался дядя – страстный охотник и путешественник.



В 1855 году Николай окончил Смоленскую гимназию и поступил на военную службу в пехоту, получил чин унтер-офицера, а через год стал учиться в Академии Генштаба Российской армии и был блестящим студентом. После окончания учебы Пржевальский был преподавателем истории и географии в юнкерском училище города Варшавы.





В конце 1866 года он был включен в состав экспедиции Генштаба в Восточную Сибирь. С тех пор и началась его жизнь как путешественника, географа и исследователя. В 1867-1869 годах он занимался изучением Уссурийского края, именно там была собрана его знаменитая орнитологическая коллекция.

В 1870-1873 годах он занимался исследованием Монголии, Китая и Тибета во время своей первого путешествия по Центральной Азии. Тогда же Пржевальского настигла мировая слава, он был награжден Большой Константиновской медалью, которая являлась высшей наградой Географического общества.



В 1876-1879 и 1879-1880 годах он возглавлял вторую и третью Центральноазиатские экспедиции. В свою четвертую, последнюю экспедицию 1883-1885 годов Пржевальский поехал уже будучи тяжело больным, однако и в ней он сделал много интересных и значимых открытий. На осень 1888 года была назначена очередная поездка в Центральную Азию, но (20 октября) 1 ноября 1888 года Николай Пржевальский скончался в Караколе (Киргизия).







Во время экспедиций Пржевальским были собраны богатейшие орнитологические, зоологические, ботанические и минералогические коллекции, открыто несколько видов животных. Он был награжден несколькими почетными наградами и премиями. Его именем названы посёлок в Смоленской области (где находилось имение путешественника), горный хребет, ледник в горах Алтая, пещера недалеко от Находки, несколько видов животных и растений.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 14 Апреля 2020, 16:51:08 | Сообщение # 265
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
14 апреля 1618 года — В Сибири на берег реки Томь высадился отряд казаков и начал возведение Кузнецкого острога (ныне город Новокузнецк).

История Новокузнецка берет начало в глубине веков, с небольшого старинного укрепления на землях абинцев, которых за их умение ковать железо именовали кузнецами. Отсюда и название острога, возникшего здесь в 1618 году, – Кузнецкий. В 1622 году образован Кузнецкий уезд.







Существовавший как крепость-защитница юго-восточных рубежей Российского государства от джунгаров и киргизов, получивший в 1689 году статус города, Кузнецк «город, рубленный в забор вышиной в сажень около города мерою в 1050 сажень, по стенам пять башен», стал центром обширного края, постепенно развивался в плане строительства и торговли. Однако значительного развития город так и не получил вплоть до 1930 года.

Золотыми буквами в историю Новокузнецка вписаны строки, рассказывающие о подвигах новокузнечан в годы Великой Отечественной войны.

64 тысячи жителей города ушли на фронт, более 14 тысяч из них погибли. 52 жителя Новокузнецка удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

В общую копилку великой победы неоценим вклад кузнецких тружеников тыла. Кузнецкие металлурги в кратчайшие сроки освоили технологию производства броневой стали и её проката. Танковая броня, алюминий, рельсы, уголь, кокс непрерывным потоком поступали на различные предприятия страны, где также шла упорная трудовая битва с врагом.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 27 Апреля 2020, 21:24:57 | Сообщение # 266
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
Сегодня День образования Республики Саха (Якутия

27 апреля — особая дата в истории Якутии. В этот день произошли сразу два знаковых события в общественной и политической жизни региона. В 1922 году была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе СССР. А ровно 70 лет спустя, в 1992 году, вступила в силу новая конституция республики, которая определила статус Якутии как субъекта Российской Федерации.

Столица Республики — город Якутск.





Свой национальный праздник — День образования Республики Саха (Якутия) — жители республики впервые отметили в 1999 году; он также имеет и второе название — День конституции Республики.





В этот день проходят массовые мероприятия и демонстрации, выставки. Активно участвуют в празднике школьники и студенты. По сложившейся традиции в День республики делегация руководителей региона во главе с президентом Якутии посещает малую родину Максима Аммосова — известного политического деятеля республики, который в 1921 году инициировал образование Якутской АССР в Центральном Комитете партии и Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР.



Впервые же Россия открыла этот край для себя в первой четверти 17 века. Тогда казаки-землепроходцы достигли берегов реки Лены и основали зимовья и остроги, которые стали форпостами продвижения россиян на северо-восток Азии и далее на северо-запад Америки.

В 1632 году на правом берегу Лены заложили Якутский острог, который в будущем превратился в город Якутск. Это время считается датой вхождения Якутии в состав Российского государства. В 1638 году был образован Якутский уезд, позднее преобразованный в Якутскую провинцию (в 1775 году) и Якутскую область (в 1784 году) Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.



Благодаря своей удаленности от центра, а также низкой плотности населения, Якутия избежала крупных потрясений и конфликтов на национальной почве. Ее политическое развитие шло вместе с общероссийскими изменениями.

2012 год стал для республики трижды юбилейным. В апреле жители региона отметили 380 лет вхождения Якутии в состав России, 90 лет со дня образовании Советской Якутии и 20 лет с момента принятия современной конституции Республики.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 20 Мая 2020, 06:54:17 | Сообщение # 267
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
20 мая 1742 г. 278 лет назад
Русский штурман Семен Челюскин на собачьих упряжках достиг самой северной оконечности Евразии


Семён Челюскин – знаменитый русский полярный исследователь и мореплаватель. В 1733-1743 годах он, уже будучи в должности штурмана, принимал самое активное участие во второй Камчатской экспедиции. Челюскин работал в отрядах В.Прончищева и Х.Лаптева, занимаясь исследованием Таймырского полуострова





В начале декабря 1741 года Челюскин на собачьих упряжках с казаками Фофановым и Гороховым вновь отправился на Таймыр, чтобы завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца путешественники добирались до устья Хатанги. Стояли суровые морозы – до –50°С, провизии постоянно не хватало.

В апреле 1742 года группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу
путешественники соорудили маяк. Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север. Челюскин продолжал вести наблюдения с особой тщательностью. Его путевой журнал, единственная копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге, – замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана, его прекрасных организаторских способностях.



(9) 20 мая 1742 года штурман Семён Челюскин на собачьей упряжке достиг, как впоследствии будет доказано, самой северной точки материка Евразии – мыса (который спустя годы назовут его именем – мыс Челюскина). Он записал в путевом журнале навсегда вошедшие в историю географических открытий слова: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».

Мыс не произвел на штурмана впечатления: в журнале он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с «небольшим выгибом». По его мнению, Восточный Северный мыс здесь окончился. Челюскин сделал открытие, которое опередило географическую науку и время.

Затем штурман направился на юго-запад к устью Нижней Таймыры. На карту были нанесены последние неисследованные километры северного побережья Таймыра, где Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров.

Столетие спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф. По его предложению, Русское географическое общество переименовало северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международную литературу и карты. Лишь в 1919 году норвежский геофизик и океанограф Х.Свердруп на шхуне «Мод», установил, что именно этот невзрачный мыс и есть северная оконечность Евразии.





В настоящее время на мысе Челюскина – самой северной точке полуострова Таймыр и материковой Азии (77°43' с. ш. и 104°18' в. д.) – находится полярная станция – радиометеорологический центр, где зимуют от 8 до 10 человек. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин».


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 21 Мая 2020, 17:56:18 | Сообщение # 268
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
Сегодня День полярника в России

21 мая 1937 г. 83 года назад
Начала свою работу первая в мире дрейфующая на льдине научная станция «Северный полюс-1»


Развитие авиации в начале 20 века создало принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса. Но настоящее завоевание этого района началось 21 мая 1937 года, когда полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию «Северный полюс-1». Хотя официальное открытие станции состоялось 6 июня 1937 года.





Перед членами экспедиции стояла задача собрать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии.



Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов.






За время пребывания на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного полюса, через 274 дня льдина превратилась в обломок, и было принято решение об эвакуации экспедиции. В марте полярники были доставлены в Ленинград.







Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Академии наук СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены ученые степени, а О.Ю.Шмидту и И.Д.Папанину присуждены звания Героя Советского Союза, остальные участники дрейфа были награждены орденами Ленина.

С этой первой экспедиции началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, что сделало регулярной навигацию по Северному морскому пути. А в честь данного исторического события в России в 2013 году был установлен новый профессиональный праздник - День полярника.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 23 Мая 2020, 09:47:55 | Сообщение # 269
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
23 мая 1885 135 лет назад родился
Николай Николаевич ЗУБОВ
(1885 — 11.11.1960),
океанолог, полярный исследователь, инженер-контр-адмирал. Участник Цусимского сражения в 1932 году на судне «Н. Книпович» первым обогнул с севера Землю Франца-Иосифа, разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях. В его честь названы залив в Антарктиде и два научно-исследовательских судна.






В течение многих лет проводил океанографические исследования в Арктике на научно исследовательских судах «Персей» (1923, 1928-1929, 1934), «Николай Книпович» (1932), «Садко» (1935). Почетный полярник (1939). Участник Великой Отечественной войны. В 1941 году призван в ВМФ с присвоением звания капитана 2-го ранга. В июне 1941 года назначен начальником штаба ледокольного отряда Балтийского флота. В декабре 1941 года назначен состоять для поручений при Военном Совете Северного флота. В 1942 году присвоено звание капитана 1-го ранга. В марте 1943 года назначен помощником начальника Главного управления Северного морского пути по научной части. В апреле 1944 года назначен директором Государственного океанографического института. 20.04.1945 года присвоено звание инженер-контр-адмирала. 08.06.1948 года уволен в отставку.





В 1949-1952 годах профессор кафедры гидрологии МГУ, с 1953 года заведующий кафедрой океанологии МГУ. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1960). Погребен на Новодевичьем кладбище в Москве. Именем Н. Н. Зубова названы экспедиционно-океанографическое судно «Николай Зубов» Гидрографической службы ВМФ, научно-исследовательское судно «Профессор Зубов» Арктического и антарктического института Госкомгидромета, мыс на Новой Земле, подводная гора в Тихом океане, залив в море Моусона в Антарктиде, Государственный океанографический институт.

В 1960 году в связи с 75-летним юбилеем Н. Н. Зубову было присвоено почётное звание «Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР». Скончался 11 ноября 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 02 Июня 2020, 14:10:23 | Сообщение # 270
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
2 июня 1856 г.
(21 мая по ст. ст.) Начало истории Благовещенска — центра Амурской области.




Когда началась Крымская война (1853—56), в которой против России на стороне Турции выступили Англия и Франция, стало ясно, что укрепления требуют и восточные границы Российской империи. По приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Николая МУРАВЬЁВА по левому бергу Амура началось формирование Амурской линии Забайкальского казачьего войска. В этот день около 500 человек под командованием командира 2-й Забайкальской казачьей конной бригады Николая ХИЛКОВСКОГО начали расчистку территории у устья притока Амура Зеи под главный из казачьих постов — Усть-Зейский. На зиму был оставлен отряд из 60 казаков под командой сотника Макара ТРАВИНА, следующим летом прибыла новая сотня забайкальских казаков с семьями, два батальона солдат и артиллерийская батарея. Обустройство Усть-Зейской станицы продолжалось.





В мае 1858 года в станицу прибыл сам генерал-губернатор. Сопровождавший его архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский ИННОКЕНТИЙ заложил храм Благовещения Пресвятой Богородицы. По этому случаю станицу переименовали в Благовещенскую, а Муравьев направился в расположенный на другом берегу чуть ниже по течению китайский город Айгунь, где успешно провел переговоры с китайской стороной и заключил прославивший его имя Айгунский трактат. По возвращении был устроен торжественный прием, во время которого Муравьев произнес: «Товарищи! Поздравляю вас! Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая православная церковь молится за вас! Россия — благодарит!» В июле по представлению генерал-губернатора последовал императорский указ об учреждении города Благовещенска, а в конце года была образована Амурская область.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 04 Июля 2020, 19:11:06 | Сообщение # 271
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
4 ИЮЛЯ 1819 ГОДА — ИЗ КРОНШТАДТА В КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ ОТПРАВИЛИСЬ ШЛЮПЫ «ВОСТОК» И «МИРНЫЙ».

Шлюпы вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. «Восток» находился под командованием Беллинсгаузена, «Мирный» – Михаила Лазарева. Помимо корабельной команды численностью 190 человек, в экспедицию были включены профессор Казанского университета Иван Симонов и художник Павел Михайлов. В дальнейшем благодаря их усилиям были зафиксированы многие научные открытия и наблюдения. В пользу их уникальной ценности достаточно сказать, что, например, зарисовки Южных Шетландских островов, сделанные Михайловым, использовались в английских лоциях еще в 1940-е годы.













«Восток» и «Мирный» провели в экспедиции 751 день, преодолев за это время 92 256 километров – это расстояние двух с лишним экваторов. Исследователи открыли три десятка островов, уточнили обозначение сотен километров береговой линии, нанесли на карты горы и морские акватории, получившие русские названия. А Беллинсгаузен и Лазарев навсегда остались людьми, которые подвели черту под эпохой великих географических открытий, предъявив человечеству новый континент для освоения.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 12 Июля 2020, 19:13:56 | Сообщение # 272
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
12 июля 1928 – советским ледоколом «Красин» в арктических водах вблизи Шпицбергена спасён экипаж дирижабля «Италия»





15 июня 1928 г. ровно в 15:15 «Красин» покинул порт. Поначалу было легко – но на подступах к Норвегии пошли «тяжелые» льды, и чтобы преодолеть их, команде пришлось серьезно потрудиться. Бывали дни, когда от рассвета до заката корабль проходил всего сто метров – и за это время успевал отдрейфовать в сторону от курса на двести.





- Параллельно с «Красиным» на выручку итальянцам двинулся ледокольный пароход «Малыгин», - отмечает Ирина Стонт. – Но он был куда менее мощным, а потому быстро оказался затерт льдами и, фактически, никакой существенной роли в спасении экспедиции не сыграл.







- 12 июля «Красин» достиг, наконец, льдины, на которой стояла «красная палатка», - рассказывает наша собеседница. - И принял на борт пятерых оставшихся итальянцев. Таким образом, из 16 членов экипажа в живых остались восемь.

Ледокол ,,Малыгин,, марки 1981 и 1931 г.г.

С тех пор минуло уже больше 90 лет. Но подвиг «Красина» до сих пор не забыт и вряд ли когда-нибудь будет. Каждый год, 15 июня ровно в 15:15 на ледоколе дают гудок. Посмотреть на легендарный корабль регулярно приезжают родственники спасенных итальянцев – дети и внуки, братья, сестры, племянники: одним словом, все, для кого судьба дирижабля «Италия» стала неотъемлемой частью семейной истории.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 16 Июля 2020, 17:59:05 | Сообщение # 273
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
16 июля 1872 г. родился
Руаль АМУНДСЕН
/Roald Engebreth Gravning AMUNDSEN/
(1872 — 18.6.1928),
норвежский полярный исследователь, который первым достиг Южного полюса.


Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился в Борге близ Осло 16 июля 1872 года. Сначала он стал учиться медицине, поступив на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но вскоре оставил учебу. Его влекли путешествия.





Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897–1899 годах, когда он был первым помощником капитана на корабле «Бельжика».

В 1903 году Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, Амундсен предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о.Виктория. Затем проплыл на «Йоа» через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.

Следующей целью Амундсена было достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, он решил достичь Южного полюса и в августе 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» — знаменитом корабле Фритьофа Нансена.

Британская экспедиция под руководством Роберта Ф.Скотта тоже пыталась добраться до Южного полюса. Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года (его «конкурент» Скотт с четырьмя спутниками дошел до полюса спустя месяц — 18 января 1912 года), а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.

15 июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда Амундсен решил исследовать Арктику с воздуха.

11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь Линкольн Элсуорт и итальянский инженер Умберто Нобиле стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»), пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.



24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле «Италия» достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня 1928 года Руаль Амундсен поднялся в воздух, чтобы найти экипаж дирижабля Нобиле, и погиб в Баренцевом море. Он останется в памяти потомков как величайший по размаху исследований полярный путешественник.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 13 Августа 2020, 19:46:41 | Сообщение # 274
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
13 августа 1773 г. родился
Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ
(12.4 или 13.3.1773 — 6.3.1837),
капитан 1–го ранга, первый русский мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие.


Два шлюпа отправились в первую русскую кругосветку 7 августа 1803 года и вернулись к родным берегам через три года также в августе. Первой пришла «Нева» под командованием Лисянского, опередив на две недели «Надежду», которую вел руководитель экспедиции Иван КРУЗЕНШТЕРН. В дальнейшем Крузенштерн практически не вспоминал имени своего «соплавателя», на многие годы оказавшегося в его тени, хотя прежде их жизненные дороги не раз пересекались. Они в один год окончили Морской корпус, вместе получили боевое крещение в сражении со шведами (Лисянскому тогда не было и 15 лет, Крузенштерн на 3 года старше), в числе лучших молодых офицеров были командированы для службы в английском флоте. Лисянскому тогда повезло во время ремонта корабля совершить путешествие по США и удостоиться встречи с первым президентом США Джорджем ВАШИНГТОНОМ. Произошло это в Филадельфии, бывшей тогда столицей страны. Русский путешественник был совершенно особым случаем, и президент обратился к 22–летнему офицеру со словами: «Штаты и Россия — добрые соседи. В свое время Россия проявила уважение к правам человека и отвергла союз с Великобританией против нас. Мы помним об этом».





После 7 заграничных лет Лисянский вернулся домой с мыслью проложить дорогу в Русскую Америку и обойти вокруг света. Схожими соображениями о пользе морского пути на Камчатку для развития российской торговли делился Крузенштерн. Пока никто не воспринимал эти планы всерьез, Лисянский издал переведенную им с английского книгу «Движение флотов», ставшую учебником для нескольких поколений русских моряков. А Крузенштерн после женитьбы думал оставить службу. К счастью для обоих, у руководителей российско–американской компании и министра коммерции Николая РУМЯНЦЕВА возникли грандиозные планы по освоению русских владений в Америке. Император АЛЕКСАНДР I внял их докладам, сколь «ощутительны от отправления из Балтики в Америку судов выгоды», и взял на себя расходы на содержание одного судна, предоставив компании и Румянцеву снарядить другое. Лисянский добровольно уступил первенство товарищу: «Ничего сравниться не может с удовольствием, чтобы служить под командою моего только друга».

Только часть пути оба судна прошли вместе, впервые под русским флагом пересекли экватор, но два года из трех вели самостоятельное плавание. Лисянский первым из русских моряков побывал у острова Пасхи, проложил дорогу в Русскую Америку, открыл необитаемый остров в Тихом океане, а на обратном пути за 140 дней преодолел почти 14 тысяч миль без захода в порты и якорных стоянок. Но на суше оказалось, что от него больше ничего не ждут, тогда как отчет Крузенштерна приняли благосклонно и издали за казенный счет. Морской министр Павел ЧИЧАГОВ дал оценку плаванью «Невы»: «Что до открытий, то господин Лисянский сделал одно — это скала… иных совершенно не было». Только за свой счет, потратив все вознаграждение и средства жены, Лисянский смог издать свое «Путешествие вокруг света на корабле «Нева».

Нет, не только в связи с «дурным состоянием здоровья» он в 35 лет подал в отставку.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 17 Августа 2020, 15:57:48 | Сообщение # 275
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
17 августа 1977 г. 43 года назад
Советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса


9 августа 1977 года советский атомоход «Арктика» под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли.





В экспедиции принимали участие более 200 человек. В задачи ученых входило достичь Северного полюса. Кроме того следовало проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду всего за пять лет до начала экспедиции, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами. 15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район.









17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени корабль, преодолев мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна, первым в мире достиг Северного полюса.

Участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить комплекс важнейших исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 23 Августа 2020, 14:11:30 | Сообщение # 276
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
23 августа 1809 г. родился
Николай Николаевич МУРАВЬЁВ—АМУРСКИЙ
(1809 — 30.11.1881),
граф, государственный деятель и дипломат.


Генерал-лейтенант русской армии, он в 1847 году был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири. Активно содействовал изучению и освоению края, руководил экспедициями по Амуру. В 1858 году подписал Айгунский договор с Китаем, который устанавливал границу между двумя странами по Амуру, существенно расширяя русские владения в Сибири, за что и получил титул графа Амурского. В 1860 году он водрузил русский флаг на том месте, где ныне расположен город Владивосток. К освоению и изучению края Муравьев активно привлекал местную интеллигенцию, а также политических ссыльных. Граф предлагал приступить к сооружению Транссибирской магистрали за несколько десятилетий до осуществления этого проекта, и он же был сторонником продажи Аляски Америке.









Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 25 Августа 2020, 18:52:55 | Сообщение # 277
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
25 августа 1930 г. 90 лет назад
Экспедиция полярников на ледокольном пароходе «Георгий Седов» открыла западные берега Северной Земли


15 июля 1930 года из Архангельска на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю на ледокольном пароходе «Георгий Седов» вышла первая советская высокоширотная экспедиция по исследованию Карского моря под руководством О.Шмидта и В. Визе.







В конце июля «Георгий Седов» подошел к острову Гуера (Земля Франца-Иосифа). Часть экспедиции занялась строительными работами, остальные обследовали близлежащие острова. В середине августа пароход отправился дальше на северо-восток в неизученные районы Северного Ледовитого океана.



За это время экспедиция впервые исследовала северную часть Карского моря, были открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Шмидта, архипелаг Седова (к западу от Северной Земли). На острове Домашний полярники построили новую полярную станцию. В течение двух лет четверо зимовщиков во главе с Г.Ушаковым вели там исследования Северной Земли.

«Георгий Седов» дошел почти до 81 градуса северной широты, но дальнейший путь был закрыт, и судно повернуло на юг.

14 сентября пароход благополучно вернулся в Архангельск. Проделав путь около 10 000 км, экспедиция выполнила грандиозную программу комплексных научных наблюдений. Через три года на основе работ группы Г.Ушакова была составлена полная карта Северной Земли.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 26 Августа 2020, 18:38:48 | Сообщение # 278
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
26 августа 1451 г. родился
Христофор КОЛУМБ
/Cristoforo COLOMBO, Cristobal COLON, Christophorus COLUMBUS/
(1451 — 21.5.1506),
мореплаватель.


Колумб (Христофоро Коломбо) родился в Генуе в семье ткача-шерстянщика, который одновременно торговал сыром и вином. О материальном положении семьи и о не совсем честном характере отца мореплавателя Доменико Коломбо говорит конфуз, случившийся на свадьбе сестры Христофоро Бьянкинетты. Зять, торговец сыром, обвинил Доменико в том, что тот не отдает приданое, обещанное за дочерью. Нотариальные акты того времени подтверждают, что положение семьи действительно было удручающим. Особенно крупные разногласия с кредиторами возникли из-за дома, где они поселились через четыре года после рождения Христофоро.











Хотя Христофоро провел детство за отцовским ткацким станком, интересы мальчика были направлены в другую сторону. Наибольшее впечатление на ребенка производила гавань, где толкались и перекликались люди с разным цветом кожи, в бурнусах, кафтанах, европейском платье. Христофоро недолго оставался сторонним наблюдателем. Уже в 14 лет он плавал юнгой в Портофино, а позже и на Корсику. В то время на лигурийском побережье распространенной формой торговли был натуральный обмен. Доменико Коломбо тоже участвовал в нем, а сын помогал: сопровождал маленькое с латинской оснасткой судно, груженное тканями, в лежащие рядом торговые центры, а оттуда доставлял сыр и вино.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 06 Сентября 2020, 21:40:20 | Сообщение # 279
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
6 сентября 1620 420 лет назад
Корабль «Мэйфлауэр» со 149 пилигримами отправился из Плимута (Англия) в Америку.


Мейфлауэр (англ. Mayflower, что дословно переводится как «майский цветок», так называют в Англии боярышник) — aнглийский рыболовный трёхмачтовый барк, на котором англичане, основавшие первое британское поселение в Северной Америке, в 1620 году пересекли Атлантический океан.

Утром 6 сентября 1620 года корабль, возглавляемый капитаном Кристофером Джонсом, вышел из английского города Плимут. Сто два переселенца находились на его борту: сорок один взрослый мужчина, девятнадцать женщин и дети, а также как минимум две собаки. Один ребенок родился во время плавания, еще один родился на корабле 20 ноября, до обоснования в Плимуте. Экипаж корабля составлял 25–30 человек. Сами себя они называли «пилигримами».





Размеры «Мейфлауэра», водоизмещением всего 180 тонн, не позволяли пассажирам разместиться с удобствами. 11 (21) ноября 1620 года, обогнув мыс Код, судно встало на якорь у берегов Плимута и пилигримы причалили к Плимутской скале (ныне — национальный памятник). На корабле лидерами пилигримов Уильямом Брюстерем и Уильямом Брэдфордом было подписано Мейфлауэрское соглашение, ставшее руководством для новооснованной Плимутской колонии.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 10 Сентября 2020, 10:13:12 | Сообщение # 280
Группа: Модератор
Сообщений: 26133
Статус: Отсутствует
10 сентября 1872 г. родился
Владимир Клавдиевич АРСЕНЬЕВ
(1872 — 4.9.1930),
исследователь Дальнего Востока, писатель («Дерсу Узала»).


Выдающийся русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока - Владимир Арсеньев внес неоценимый вклад в такие научные дисциплины, как: география, этнография, гидрография, метеорология. Также он изучал зверей, птиц, рыб и растения Приморья.

Владимир Клавдиевич Арсеньев родился (29 августа) 10 сентября 1872 года в Санкт-Петербурге. В 1892 году поступил в Петербургское юнкерское пехотное училище. В 1895 году, по окончании учебы, Арсеньев получает назначение в Польшу. А спустя пять лет по его просьбе Арсеньева переводят во Владивосток.

1956г. Почтовая марка СССР Русский путешественник и писатель В.К. Арсеньев


Первые свои экспедиции в 1902–1907 годах Арсеньев совершил в качестве военного топографа. В его задачу входило проведение маршрутной съемки, попутно он собирал и научные материалы о рельефе, геологии, флоре и фауне Южного Приморья и Сихотэ-Алиня, а также о народах населяющих эти места.

В 1909 году Арсеньева избрали действительным членом Императорского Русского географического общества.







В 1908–1910 годах Арсеньев при поддержке Русского географического общества осуществляет исследования Северного Приморья. Обобщённый материал, полученный в ходе этих экспедиций, был издан в 1912 году («Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края»). А следующая экспедиция Арсеньева была осуществлена в 1918 году на Камчатку.

На почтовом блоке изображена эмблема 175-летия Русского географического общества, на полях блока — карта мира, художественные образы, отражающие основные географические исследования и открытия.




4 сентября 1930 года во Владивостоке Владимир Клавдиевич Арсеньев скончался от воспаления легких, полученного во время экспедиции на Нижний Амур.

Именем Арсеньева назван город на Дальнем Востоке и ледник на северном склоне Авачинской сопки. Дом Владимира Арсеньева во Владивостоке сейчас является музеем, открытым для публичного посещения.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
Поиск: