Дата: Среда, 18 Декабря 2019, 08:17:35 | Сообщение # 2211
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Шайтан, На МИГ-21 кнопка сброса СПРД находится за РУД на левой горизонтальной панеле и справа на горизонтальной панеле два АЗС - запуска и сброса ускорителей. Qui quaerit, reperit
Дата: Среда, 18 Декабря 2019, 08:40:27 | Сообщение # 2213
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Истребитель-перехватчик МиГ-21ПФС (ПФМ).
МиГ-21ПФС, ПФМ — серийный истребитель с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет применения системы сдува пограничного слоя (СПС) с закрылка и стартовых пороховых ускорителей СПРД-99.
В соответствии с мартовским 1960 года постановлением правительства конструкторским бюро Туманского и Мецхваришвили поручили разработку двигателя Р-11Ф-300 с отбором воздуха от компрессора. Спустя два года завершились доводочные работы по двигателям Р-11ПФС-300 тягой 5750 кгс и Р-11Ф2С-300 тягой 6200 кгс. В 1962 году на МиГ-21ПФ (серийный № 76210103, 76210101) исследовали систему сдува пограничного слоя (СПС). Система СПС обеспечивала уменьшение посадочной скорости самолета за счет увеличения подъемной силы крыла, достигаемого эффективностью закрылка с которого сдувается пограничный слой.
Было изменено и расположение контейнера тормозного парашюта, который теперь размещался в основании киля над хвостовым обтекателем сопла двигателя. Это позволило производить выпуск парашюта не при касании земли колесами, как это было при нижнем расположении, а на выравнивании при приближении колес к земле на расстояние 0,5-1 м. Применении системы сдува пограничного слоя и парашютно-тормозной системы увеличенной площади (парашют ПТ-5282-62 имеет площадь 19 м2, у парашюта нижнего расположения ПТ- 6152-59 площадь составляет 16 м2) позволили сократить длину пробега в среднем до 480 м, а посадочную скорость до 240 км/ч.
Для сокращения длины разбега была предусмотрена установка под углом 48°к плоскости симметрии самолета двух стартовых ускорителей СПРД-99 (изделие 314-II) с тягой по 2500 кГс каждый. Которые подвешивались на специальных замках с левого и правого борта в нижней части фюзеляжа. Модернизированный подобным образом истребитель был запущен в серию под обозначением (Е-7СПС, тип-94) МиГ-21ПФС. Однако в связи с нехваткой двигателей Р-11Ф2C-300 на части серийных самолетов устанавливался двигатель Р-11Ф2-300, соответственно система СПС на этих машинах была отключена. Закрылки отклонялись на 25°. Демонтированные агрегаты и детали системы СПС консервировались и укладывались в одиночный комплект запасных частей данного самолета.
В процессе производства МиГ-21ПФС постоянно совершенствовался. Так с самолета №№ 940709,940724, 940725 и с 940912 устанавливалось переднее колесо КТ-102 с шинами типоразмера 500Х180А и дисковым тормозом вместо колеса КТ-38 с камерными тормозами. В связи с этим усилена правая щека вилки передней стойки, изменен монтаж воздушной и электрической проводки и изменена схема электроблокировки растормаживания колес в случае появления «юза». Растормаживается только «заюзившее» колесо.
После отработки на МиГ-21ПФ № 76210725, с машины № 941021 по 941025, с № 941116 по 941125, с № 941211 по 941225 и с № 941301 для улучшения путевой устойчивости установлен киль увеличенной площади 5,2 м2 и несколько изменена его конструкция.
Еще одним серьезным нововведением было внедрение катапультного кресла СК-3 (КМ-1) и фонаря с неподвижным козырьком и открытием створки на правую сторону, которые устанавливались с машины № 941221 по 941225 и с № 941314.
В связи с установкой сидения СК-3 (КМ-1) произведены следующее изменения: введены новые бескаркасные пульты кабины, комплект кислородного оборудования ККО-3 заменен на ККО-5, кран ПВД с левого пульта перенесен за правый верхний щиток доски приборов, прицел ПКИ установлен на дужке козырька, пульт контроля изделия 830М снят с левого пульта и установлен над правым верхним щитком кабины
Катапультное кресло КМ-1 обеспечивает спасение летчика с нулевой высоты при скоростях от 130 км/ч на разбеге и пробеге и 1200 км/ч в горизонтальном полете. Снаряжение летчика для высотных полетов состояло из высотно-компенсирующего костюма ВКК-6, парашютного кислородного прибора КП-27М, гермошлема ГШ-6, защитного шлема ЗШ-3 с кислородной маской КМ-32 и вентилируемого костюма ВК-3. В состав кислородного оборудования ККО-3 (на самолетах с креслом СК-1) входит высотно-компенсирующий костюм ВКК-4П, ВКК-3М, герметический шлем ГШ-4МС, парашютный кислородный прибор КП-27М, противоперегрузочный костюм ППК-1.
Установлен генератор переменного тока ГО4П44 вместо генератора СГО-8 с машины № 94МА24. на фонарях, откидывающихся в бок, установлены замки с фиксаторами, исключающими боковые смещения фонаря с № 94АТ01.
Установлен радиовысотомер РВ-УМ, в связи с чем изменяются установки станций: АРК-10, изделия 2000, РСИУ-5, РП-21М, изделия 40, изделия 023М. изменена компоновка переднего отсека и компоновка приборов среднего щитка. Установлен радиовысотомер АРК-10 с системой измерения дальности. На доске приборов установлен счетчик дальности. Блок ЗДВ-30 станции «Лазурь» перенесен из кабины в передний отсек для обеспечения установки счетчика ИСА в кабине с № 94АЧ01 по 94АЧ03 и с № 94МС01.
Установлено изделие 830М (РП-21М) вместо изделия 830 (РП-21), в связи с чем снята лампа «прицеливания по внешнему кольцу» с № 941123.
Для безопасного отделения изделий 314-II (СПРД-99) от самолета при сбросе на изделии 314-II и фюзеляже введены упоры. На изделии 314-II аэродинамические пластины смещены назад с № 941601.
Для расширения тактико-технических характеристик МиГ-21ПФС на основании приказа МАП от 12 марта 1966 года началась доработка истребителя, призванная обеспечить возможность его вооружения двумя ракетами Х-66 класса «воздух-поверхность». Комплекс требовалось предъявить заказчику на испытания в июле того же года, но работа затянулась, и полеты начались в сентябре. Ракета со стартовым весом 278 кг и 103-кг боевой частью имела дальность (в зависимости от режима полета самолета-носителя) от 3 до 10 км и запускалась на высотах от 500 до 5000 м. Пуски опытных ракет выполнили летчики-испытатели промышленности М.М.Комаров, П.М.Остапенко, А.Г.Фастовец и ГНИКИ ВВС Г.А.Горовой, B.C.Котлов, В.Г.Плюшкин и М.И.Бобровицкий, в 1968 году Х-66 поступила на вооружение фронтовой авиации, где под нее дорабатывались истребители МиГ-21ПФС
В литературе по истории МиГ-21 часто бытует ошибочное мнение, что МиГ-21ПФС и Миг-21ПФМ это совершенно разные модификации самолетов. Многие исследователи продолжают спорить, когда ПФС превратился в ПФМ? Одни утверждают, что с установкой кресла КМ и соответственно с изменением фонаря кабины, другие с установкой киля увеличенной площади, появления буквенной и цифровой нумерации в обозначении серий, установкой модернизированной РЛС и т.д. МиГ-21ПФС и МиГ-21ПФМ — это один и тот же самолет и свое новое обозначение МиГ-21ПФМ он получил уже после 1966-67 года (когда серийный выпуск Е-7СПС для советских ВВС был прекращен). Можно с уверенностью сказать превращение ПФС в ПФМ произошло — в процессе его эксплуатации. Не найдено ни одного документа (до 1966 года) где имелось бы обозначение самолета как МиГ-21ПФМ. С момента своего появления 1963 г. самолет имеет обозначение Е-7 (тип-94), оборудованный системой СПС и СПРД. Уже после на книгах технических описаний Е-7СПС карандашом была сделана надпись МиГ-21ПФМ.
МиГ-21ПФМ стал последним из семейства «двадцатьпервых», на которых летала пилотажная группа военных летчиков из подмосковной Кубинки. На последующих модификациях машины большой накладной бак затенял вертикальное оперение и ухудшал маневренные характеристики истребителя.
В процессе эксплуатации МиГ-21ПФС/ПФМ заменялись более совершенными самолетами, а не выработавшие свой ресурс перехватчики передавались в истребительно-бомбардировочные полки. Так, например, бывшие перехватчики МиГ-21ПФМ (около 30 машин), входившие в состав 136-го авиаполка истребителей-бомбардировщиков и 50-го отдельного смешанного авиаполка, участвовали в боевых действиях в Афганистане. Они выполняли задачи подавления объектов ПВО, наносили удары по наземным целям противника (обычно двумя осколочно-фугасными авиабомбами ОФАБ-250).
Комплектация экспортных самолетов осуществлялась в зависимости от страны импортера. Так, из состава вооружения самолетов МиГ-21ПФ и ПФМ поставляемых в страны народной демократии (вариант «А»), были исключены неуправляемые реактивные снаряды С-24 и зажигательные баки, а из оборудования СРЗО-2 исключена приставка «Заря».
Часть самолетов МиГ-2ПФ/ПФМ, снятых с эксплуатации, переделывали в мишени М-21, предназначенные как для тренировки расчетов зенитно-ракетных комплексов, так и для испытаний новых средств ПВО.
МиГ-21ПФС/ПФМ серийно строился с 1963-1966 годах в Горьком и в 1966-1968 годах в Москве на экспорт.
ЛТХ:
Модификация: МиГ-21ПФМ Размах крыла, м: 7,15 Длина, м: 14,10 Высота, м: 4,71 Площадь крыла, м2: 23,00 -пустого самолета -нормальная взлетная: 7820 -максимальная взлетная: 9120 -топлива: 2200 Тип двигателя: 1 х ТРДФ Р-11Ф2С-300 Тяга, кгс: 1 х 6175 Максимальная скорость, км/ч -на высоте: 2230 -у земли: 1300 Практическая дальность, км -без ПТБ: 1300 -с ПТБ: 1670 Практический потолок, м: 19000 Макс. эксплуатационная перегрузка: 8 Экипаж: 1 Вооружение: 1 х 23-мм пушка ГШ-23Л; 4 х УР «воздух-воздух» Р-3С или РС-2УС; контейнер с 23-мм пушкой ГШ-23 или ПУ НАР С-24, УР «воздух-земля» Х-66.
Дата: Среда, 18 Декабря 2019, 12:54:22 | Сообщение # 2214
20.11.1944 - 22.03.2024
Группа: Старейшина
Сообщений: 2447
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Видеть в живую работу СПРД не довелось.
Значит могу считать, что мне крупно повезло, да так всегда и думал.Дело случая. Ключево, 1968г, я дежурный по АТО. Несколько взлетов со СПРД наших командиров (полк и дивизия) и несколько польских. Проводили какие-то совместные полеты с применением СПРД. СПРД падали после сброса в конце полосы и чуть дальше. Когда их привозили(парами, после каждого взлета), ещё были горячие, не дотронуться.На стоянке , конечно, разговоры и восторженный обмен увиденным.Как я понял, для летчиков это тоже было впервые.Как выразился полковник из дивизии- ощущение, как сильный пинок. Сергеич (Александр) Ключево (62396) 66-69 г.г. Хойна (62248) 69-72г.г.
Сообщение отредактировал Васильев - Среда, 18 Декабря 2019, 12:54:53
Это видео оставляет горьковато-сладкий вкус. Взлет и низкий проход были потрясающими, и это прекрасное завершение прекрасного дня на авиабазе Zemunik военно-воздушных сил Хорватии, посвященного Дню Победы и Отечества. Но позже один из этих МиГ-21 (121) разбился в результате возгорания шасси. Единственной хорошей новостью является то, что пилот благополучно катапультировался и был доставлен в больницу для проверки. И никто не пострадал в этой аварии. Qui quaerit, reperit
Дата: Пятница, 25 Сентября 2020, 20:07:04 | Сообщение # 2218
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Минобороны Сербии сообщило о гибели пилотов упавшего МиГ-21
Пилоты самолёта МиГ-21, потерпевшего крушение рядом с сербским городом Мали-Зворник, погибли. Об этом сообщили в Минобороны Сербии.
«Два пилота Военной авиации и ПВО Армии Сербии погибли сегодня около 09:10 в результате падения самолёта МиГ-21 в районе села Брасина, выполняя лётное задание», — говорится в сообщении.
Также в военном ведомстве заявили, что глава сербского Минобороны Александр Вулин, а также представители высшего военного руководства посетили место ЧП.
Ранее сообщалось, что инцидент произошёл в районе села Брасина под городом Мали-Зворник.
На место происшествия были направлены бригада поисково-спасательной службы ВВС и представители правоохранительных органов.
Дата: Пятница, 05 Февраля 2021, 20:29:13 | Сообщение # 2230
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
babcia131, В другой раз спрашивай на польском языке. Мы больше служили на территории Польши, чем ты бывал в России,поэтому для нас польский язык более понятен, чем тебе писать на русском. Но нам очень приятно, что ты пишешь на русском, хоть не всегда и понятно. Друзья всегда поймут друг друга! Qui quaerit, reperit
Дата: Пятница, 19 Февраля 2021, 09:49:33 | Сообщение # 2232
Группа: Ветеран
Сообщений: 26
Статус: Отсутствует
МИГ-21Ф13 - фонарь крупным планом. (В 1966-67 гг обеспечивал полеты этих типов в 159ГИАП. Ключево.) (https://zen.yandex.ru/media/zabroshki/kakoi-byla-pri-sssr-moninskaia-uchebnaia-aerodromnaia-baza-i-chto-ot-nee-ostalos-teper-60029d54f8b1af50bb7cec19)
Дата: Пятница, 19 Февраля 2021, 20:13:40 | Сообщение # 2234
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
alexalyj,
Цитатаalexalyj ()
МИГ-21Ф13 - фонарь крупным планом. (В 1966-67 гг обеспечивал полеты этих типов в 159ГИАП. Ключево.)
Я эти фонари застал, но не в полку, а в училище 1974-1977 годы. А вообще, респект ветеранам, которые помнят МИГ-21. В полках СГВ в 77 году мы застали МИГ-21 пфм в Жагани, МИг-21 смт в Хойне и МИГ-21 р в Бжеге и не помню на чем летали в Ключево, на каких МИГ-21. В Шротаве уже летали на СУ-17. И не вспомню на чем летали в Кшиве в 77 году, а это родная дивизия. По моему на МИГ-23. на Миг -21 бис в Польше никого не видели. Qui quaerit, reperit
Дата: Суббота, 20 Февраля 2021, 14:23:52 | Сообщение # 2237
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Я застал первые реактивные истребители в СА и видел как работают МиГ-17, МиГ-15 и даже Як-23.
В 1948 из Легницы после расформирования 8 ИАБКК мой отец был направлен в Вильнюс, а оттуда в конце 1950-го - в 389 ИАП ПВО в Гудермесе, где служил замполитом. Я с остальной семьей (мамой, бабушкой и братом) переехали к отцу в Гудермес в конце мая 1951, когда закончился учебный год. Жили мы в деревянных финских домиках военного городка, расположенного примерно в 0,5 км от ВПП. Поэтому не только военные, но и их семьи жили в режиме службы. Я наблюдал взлеты и посадка Як-23, а позже МиГ-15, МиГ-17, их учебные бои и даже 2 катастрофы, прыжки с парашютом по праздничным дням 23 февраля, 9 мая, 18 августа и многое другое, связанное со службой в ИАП
Конечно, МиГ-15, как и МиГ-17 на мой подростковый взгляд был красавèц по сравнению с "пузатым" Як-23.
Як-23
МиГ-15
МиГ-17
Вот что рассказывал в 2001 бывший командир 389 ИАП ПВО генерал-майор авиации, заслуженный военный лётчик СССР Вагин Александр Георгиевич (А.В.) о первых МиГах в интервью корреспонденту Андрею Марченко (А.М.)
Вагин Александр Георгиевич
А.В.: Вот у меня был случай. Я тогда командовал полком в Гудермесе, в Чечне. Летали мы в то время на Як-23. Между прочим, на этом самолете стоял двигатель Юмо - такие немцы ставили на свои “Мессершмитты”-262... И вот, стоим мы с замполитом возле КП, а полетами руководит заместитель. Заходит на посадку молодой лейтенант Полтавцев. Полосы не видит. А видимость была неважная, надо сказать, но другие как-то садились... Ну, отправляем его садиться на полигон, там поле большое, ровное. Он заходит, выпускает шасси, садится. ...Находим мертвым в кабине. Зачем и когда он отстегнул стопор ремней - непонятно, но кончилась такая беспечность трагически. Самолет наскочил колесом на какую-то кочку, он ударился головой о прицел и погиб. Понятно, что будь ремни застегнуты, все окончилось бы даже без намека на трагедию...
А.М.: - Жаль лейтенанта... Ну я помню Як-23, это такой смешной самолет, один из первых реактивных. А что вы скажете о МиГовской тройке: МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19?
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МИГОВСКОЙ “ТРОЙКЕ”
А.В.: - Як-23, кстати, был чисто Яковлевской машиной: очень легкий, маневренный, очень надежный. Конечно, он уступал по скорости МиГ-15: 920 к/ч против 1076 к/ч. МиГ-17 был, конечно, более тяжелой, менее маневренной, хотя и более скоростной машиной (1145 к/ч). У него было три аэродинамических гребня (у МиГ-15 – два), поэтому он был более устойчив на “предельных” режимах. Подняться он мог на 1100 метров повыше - 16600 м. Ну а МиГ-19, первый советский сверхзвуковой истребитель, был вообще тяжелой машиной. Особенно в варианте “П” - перехватчик. У меня, как у комполка, правда, был “свой” самолет: МиГ-19СВ (скоростной высотный), я на нем забирался на 19500! Но на этой высоте самолет превращался буквально в бревно. Рули вообще игнорировал. А в Москве в летно-исследовательском институте МиГ-19 загоняли аж на 20500. Как они там летали? Не представляю. В общем, 19-й СВ был еще ничего, хорошая машина. А вот МиГ-19П... Он и сам по себе был тяжелым, да еще был буквально “напичкан” очень тяжелым оборудованием. Кроме каллиматорного там был дополнительно и радиолокационный прицел. Каллиматорный - это прицел, в котором точка прицеливания (прицельная “сетка”) вынесена в пространство, что, конечно, удобнее, чем брать упреждение “на глазок”. А радиолокационный прицел вообще позволяет видеть цель в полной темноте или через облака. “Ловишь” самолет противника в кружок, “подгоняешь” под две метки, потом нажимаешь кнопку “захват цели”, производишь пуск ракеты, и дальше он работает сам, а ракета по его “подсветке” настигает объект. Эта машина была мощным оружием и во Вьетнаме показала, что, несмотря на заявления экспертов НАТО о том, что она устарела, вполне может справиться с разрекламированными “Фантомами”. А.М.: - Как вы оказались в Гудермесе? А.В.: - Мы поменялись с местным командиром. Как сейчас помню фамилию - Канума. Он прибыл, я сдал ему 911-й полк, которым командовал два с половиной года, а сам убыл в Гудермес. Прибыл я туда году в 1949 или 50-м, а в 1952 отправился уже в Венгрию. А.М.: - В “ранге” подполковника? А.В.: - Да. Полковника мне присвоили на 1-м гвардейском полку. В Гудермесе я принял 389 полк ПВО. Это была 42 истребительная дивизия ВВС СКВО со штабом в Грозном. Командовал дивизией дважды Герой Советского Союза полковник Луганский. Примечание А.М.: Сергей Данилович Луганский стал 18-м в списке самых результативных советских асов с 37 победами. 16-м и 17-м идут братья Голубевы. Виктор Федорович - 39 побед и Василий Федорович - 38. А оттуда меня перевели в Венгрию командиром 1-го гвардейского полка сначала в городе Текеле, а когда начались события - полк перебросили в Веспрем.
ЗЫ.Замполит, который вместе с Вагиным наблюдал посадку лейтенанта Полтавцева, был мой отец. Он взял меня на прощание полка с Полтавцевым перед отправкой тела на родину. С уважением, Владимир Скрыпнюк Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
Дата: Суббота, 20 Февраля 2021, 20:39:52 | Сообщение # 2239
Группа: Модератор
Сообщений: 4134
Статус: Отсутствует
Виктор, Собственно ты прав, но немного поясню: 3 апиб, летал на истребителях- бомбардировщиках, а посему: МиГ-23 БН- и-б. (первый) МиГ-23 БМ- и-б. (он же собственно, модернизированный и есть МиГ-27, без буквы, техдокументация шла как на МиГГ-23БМ, а уже звали МиГ-27). МиГ-27М МиГ-27К (с кайрой) МиГ-27Д (доведенный и доработанный до уровня МиГ-27М) И-Б- все были "утконосы", т.к. не было локатора БРЛС Спарки: МиГ-23 УБ и УМ. УБ использовались в ИБА, УМ, большей частью в ИА. (носовая часть у обеих- коническая). Что было в Кшиве, стоит только догадываться (до 83г), скорее всего более ранние модификации.
Дата: Воскресенье, 21 Февраля 2021, 06:09:31 | Сообщение # 2240
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ЦитатаШайтан ()
Что было в Кшиве, стоит только догадываться (до 83г)
В Шпротаве в самом городе стоял штаб дивизии. Жаганьские туда часто наведывались, то на почту то в политотдел и машина туда ходила, при том с остановкой у жаганьского госпиталя. А полк шпротавский там рядом был на окраине города и в гарнизоне был построен новый и большой по тем временам дом офицеров, в котором порой играли приезжающие из союза ансамбли. Естественно, что туда на танцы тянулись девчата из жаганьского госпиталя, ну и наши следом с аэродрома жаганьского. Вот поэтому шпротавский полк и помнится хорошо по 70-м годам. А кшивские подальше находились и жили как-бы особняком и своей жизнью. Может они в Шпротаве и садились по запасному порой , но не в Жагани. По моему они летали на Миг-23 А Шпротава летала на камуфлированных СУ-17м2 и не камуфлированных спарках и никогда не признавала запасные. Их там просто не дозаправили бы, они уже заправлялись от присосок, а не простым пистолетом. Qui quaerit, reperit