Книга Р.А.Черноглазовой Масюковщина: Шталаг 352. 1941-1944
|
|
Nestor | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 01.35.58 | Сообщение # 331 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) А, собственно, кто к таковым относится? Это просто. Имеются в виду немцы. Отдел Ic - абвер, IV - ответственный немецкий врач и т. д.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Четверг, 14 Марта 2013, 01.36.15 |
|
| |
Геннадий | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 10.06.12 | Сообщение # 332 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26519
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Документ интересен тем, что в нем упомянуты "руководители отделений"
А, собственно, кто к таковым относится? И какие "отделения" были в шталаге 352? И имели-ли они номера (скажем, 1,2,3,4)? Цитата (Nestor) Цитата (Аркадий1946) А, собственно, кто к таковым относится?
Это просто. Имеются в виду немцы. Отдел Ic - абвер, IV - ответственный немецкий врач и т. д. Дополню - как "отделения" (в немецком обозначении -Abteilung) белорусские исследователи называют "производственное" и "организационное". Существовали также такие "отделения", как Kartenkartei (картотека лагеря) и Bekleidungabteilung.
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Геннадий | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 10.29.06 | Сообщение # 333 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26519
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Цитата (Геннадий_) Bekleidungabteilung.
Геннадий! Это отдел (отделение) снабжения (одеждой?) военнопленных, или снабжения всего лагеря , в т.ч. - военнопленных? Только пленных. Не знаю, было ли такое в Минском "кусте", но ссылки на это отделение иногда встречаются в записях в перскартах. Отслеживался даже возврат ранее выданного обмундирования при определенных обстоятельствах.
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Геннадий | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 10.50.42 | Сообщение # 334 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26519
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Цитата (Аркадий1946) Не буду сейчас искать ссылки на мемуары, согласно которым врачи, по-сути, были где-то на третьем месте - после писарей и переводчиков (которые ценились значительно выше в табели о рангах)... А, вот нашел у молодого ученого: http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_424212.pdf (см. главу "категории военнопленных")... Весьма спорен вывод диссертанта, что перебежчики стояли в "табеле о рангах" выше комендантов бараков и полицаев. Перебежчики, как и другие военнопленные, мерли как мухи в немецких лагерях. Некоторые даже пытались бежать из плена.
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Геннадий | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 10.53.54 | Сообщение # 335 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26519
Статус: Отсутствует
| Вот только хотелось бы увидеть немецкие документы, в которых есть слова "производственный" и "организационный" относительно структурных подразделений шталага.
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Nestor | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 12.14.28 | Сообщение # 336 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Остался сущий пустяк: доказать, что такие абтайлунги (отделения) существовали на самом деле.
Будьте здоровы!
|
|
| |
doc_by | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 13.37.12 | Сообщение # 337 |
Группа: Администратор
Сообщений: 5786
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Т.е. Вы считаете, что до октября 1942 года лазарета (госпиталя) в Пушкинских казармах не было!? Или допущена описка в дате?
Я считаю (документально), что до октября 1942 года в Пушкинских Казармах был лазарет шталага 352 (главный), а в Масюковщине его филиал. В октябре 1942 лазарет из ПК перемещается в Лесной лагерь (Масюковщину) , которая становится главным лазаретом, а ПК - его филиалом и с октября 1942г по июнь 1943 это медучреждение называлось в документах Лесного лагеря (Масюковщины) Минский лазарет, Минский госпиталь, Пушкинские казармы г. Минск , Пушкинский лазарет, Минск с/ч (санчасть), лазарет г.Минск . т.е. кто во что горазд, но во всех случаях речь идет о лазарете ПК Минск. ( Выводы по регистрационным журналам из ПК и Масюковщины, а также историям болезней лазарета лазарета Масюковщины. )
(Под перемещением я подразумеваю перемещение руководства, медицинского персонала, лаборатории и пр. Часть персонала осталась. ).
|
|
| |
doc_by | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 13.40.21 | Сообщение # 338 |
Группа: Администратор
Сообщений: 5786
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Док! Поделились-бы находкой-то! Вроде, общее дело делается всеми нами здесь...
Я подумаю стоит ли в очередной раз шарманку заводить (не верю, сомневаюсь и пр.), чтобы через полгода прочитать , что док был прав....
|
|
| |
Nestor | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 13.46.30 | Сообщение # 339 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (doc_by) о всех случаях речь идет о лазарете ПК Минск Надо еще произвести тщательную разводку с немецким госпиталем. Понимаю, что это очень трудно, но...
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Четверг, 14 Марта 2013, 13.47.17 |
|
| |
Nestor | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 14.41.23 | Сообщение # 340 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) мы с Вами уже неоднократно выявляли и случаи, когда больные переводимые из Масюковщины в Минск ( Минский госпиталь, Минский лазарет и т.д. ) оказывались в медицинском учреждении, находившемся именно в Минске, и наоборот.... Тут еще одно осложнение. Сдается мне, что порой рабочие команды в лазаретной документации называли просто Минск. Там ведь рабочих команд было много, а регистраторы в лазарете не обязаны были соблюдать здесь такую же точность, как писаря, заполнявшие ПК. Возможно, при каких-то рабочих командах были маленькие медпунктики, где можно было полежать пару-тройку дней до некоторой поправки, после которой посылали долечиваться в Масюковщину. Аналогично из лазарета выписывали в рабочие команды с медпунктиками с продолжением наблюдения в них до полной поправки. Грубо примерно так.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Четверг, 14 Марта 2013, 14.42.20 |
|
| |
Nestor | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 18.31.23 | Сообщение # 341 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Какое уж тут долечивание, и какие уж тут рабочие команды... Только что мне встретился случай в другом шталаге в Германии. Человек в рабочей команде сломал ребро. Его на две недели в лазарет, оттуда обратно в рабочую команду. Через еще две недели он оттуда бежит, а двумя днями спустя его обнаруживают в 5 утра обессиленным где-то на дороге. Привозят обратно в лазарет, где он в 9 утра умирает. Вот такое было долечивание, если оно вообще как таковое было. Да и лечение тоже. Бежал явно потому, что, сознавая полную свою обреченность на скорую смерть, хотел умереть на свободе... Но в документах по лазарету 352 проходит: немецкий врач на объекте давал какие-то лекарства, которые позволили вылечиться или не допустить ухудшения. Такое тоже было.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Четверг, 14 Марта 2013, 18.36.30 |
|
| |
Nestor | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 18.39.34 | Сообщение # 342 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) я предложил - как вариант... Это не вариант, а голая фантазия. Вариант должен иметь хоть какую-то реальную основу.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Четверг, 14 Марта 2013, 19.21.20 | Сообщение # 343 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Он умер от другой причины, скорее всего.. Может, от истощения.. А может??? Я считаю просто. Положен покой на месяц. Обеспечили 2 недели, конечно же, не зажило, как надо. И из лазарета на работу. Ухудшение состояния через две недели гарантировано вплоть до самого критического.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Суббота, 16 Марта 2013, 15.05.52 | Сообщение # 344 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) в списке указаны лишь станции г.д.ж.д., где работали ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО военнопленные рабочих команд шталага 352 (в частности, - Лесного лагеря)... И даже не 352, а в основном 351. Сам документ есть в ОБД, я его как-то воспроизводил в ветке о Глубоком на СРПО (патриотцентре). Он представляет собой один из еженедельных отчетов по рабочим командам 351. В документе была точная дата, здесь только год.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Суббота, 16 Марта 2013, 15.07.33 | Сообщение # 345 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Кляйншмидт Это имя встречается здесь в одном из воспоминаний пленных.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 05 Апреля 2013, 03.48.19 | Сообщение # 346 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Может, речь была совсем о другом лагере (части шталага)... Мне кажется, просто единое официальное название отсутствовало, до того без него обходились. А тут дело дошло до какой-то путаницы, и решили такое название ввести, чтоб ее впредь исключать.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 05 Апреля 2013, 04.59.55 | Сообщение # 347 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) А вот кто такой Ионин - не ясно, но вряд-ли он был рядовым исполнителем одного из лагерей шталага 352... Скорее всего, он работал в самой комендатуре шталага 352 и обладал определенными должностными полномочиями (в частности - правом составления заявок в комиссариат)... Не исключено, что был русским по национальности... Возможно, это о нем: "Приговоры участникам Псковской миссии были суровые. От десяти лет до двадцати. Многие не вернулись потом из лагерей. Начальник миссии протопресвитер Кирилл Зайц, арестованный в Шауляе, получил двадцатку и через четыре года окончил дни свои в казахстанском лагере. Начальник канцелярии Псковской миссии протоиерей Николай Жунда также получил двадцать лет и умер от туберкулёза в лагере Красноярского края. Печерский епископ Пётр Пяхкель получил десятку и тоже сгинул в лагерях. Псково-Печерский настоятель игумен Павел Горшков поначалу вошёл в комиссию по изучению преступлений фашистов на оккупированных территориях, но затем был арестован и вскоре умер в лагере. Такова же судьба многих, многих других, которые подобно им обрели свою смерть за советской колючей проволокой. Но многим Бог дал и вернуться из мест заточения. Протоиерей Николай Шенрок, получив двадцать лет, был освобожден через одиннадцать из того же казахстанского лагеря, в котором скончался Кирилл Зайц. Вернулся из того же лагеря протоиерей Сергий Ефимов. Священник Иаков Начис, получив десять лет лагерей и отбыв их от звонка до звонка, стал служить в единственном действующем православном храме в республике Коми, потом в Мурманской области в церкви, превращённой в храм из лагерного барака. Многие из священников Псковской Православной миссии при наступлении советских войск эмигрировали и окончили дни свои за границей, кто в Швеции, кто в Германии, кто в Америке. Такова судьба Ревельского митрополита Александра Паулуса, Рижского митрополита Августина Петерсона, протоиереев Георгия Бенигсена, Алексия Ионова, Владимира Толстоухова, Иоанна Лёгкого и десятков других. У кого повернётся язык их осудить?.. Отец Александр Ионин из села Закаты полгода ждал приговора в «Крестах». Наконец, ему присудили двадцать лет исправительно-трудовых лагерей и повезли далеко от родных мест, в красноярскую глубинку. Не помогло ему даже то, что двое его сыновей доблестно воевали и отдали свои жизни на фронтах войны — Даниил погиб в Севастополе, Андрей не уцелел в мясорубке подо Ржевом. Дмитрий умер от голода в блокадном Ленинграде. И только старший, Василий, по-прежнему служил в храме Рождества Христова в селе Измайлове на окраине Москвы. После войны он ездил в Латвию, оттуда на Псковщину, нашёл село Закаты и могилу своей матери Алевтины Андреевны. Ему рассказали о батюшке отце Александре, о его многочисленных попятах, которые по-прежнему жили в одном доме. Теперь под опекой Алексея Луготинцева и его жены Евы. Но о судьбе отца Александра после ареста отец Василий смог узнать только после смерти Сталина в пятьдесят пятом, когда из далёкого сибирского лагеря пришло неожиданное письмецо. Отец Александр писал, что он жив и здоров, что его любит лагерное начальство и не обижают прочие заключённые. Алексей Луготинцев, вернувшись с войны, женился на Еве Иониной. Миша, Коля, Саша, Витя, Люда, Виталик и Леночка воспитывались в их доме. Соседи и односельчане, все бывшие прихожане отца Александра помогали им, чем могли. Да и сама семья была дружная, некогда было ребятишкам долго засиживаться в детстве, и в школе учились, и работали, содержали скотину, поддерживали хозяйство. И жили. Первым вылетел из гнезда Витя. В сорок седьмом ему исполнилось восемнадцать, и парня забрали на флот, с которым он потом решил связать всю свою жизнь. Через пять лет покинули дом отца Александра Миша и Коля. Их забрали в армию в пятьдесят втором. Из армии Миша подался в художественное училище развивать свой талант к рисованию. А Коля поступил в духовную семинарию, решив пойти по стопам отца Александра. Взамен улетевшим птенцам в доме у Луготинцевых появились двое других. Сначала Ева родила дочь Машу, а потом сына Толика. В год смерти Сталина Виталик, бывший Витас, окончив школу, отправился в Ригу и там поступил в институт, женился, пустил корни. Вскоре забрали в армию Мишиного родного брата Сашу. Тогда же и наладилась переписка с отцом Александром. Известие о том, что он жив и здоров, бежало по всему селу, как радостный мальчонка, узнавший о возвращении с фронта родного отца. Жаль только, что пока запрещалось поехать к нему, привезти передачу. Саша после армии возвратился в Закаты. Ему нравилась сельская жизнь, сельский труд, природа. Некоторое время он ещё пожил под общим кровом с Луготинцевыми, но потом обзавёлся своим домом и хозяйством, женился. А в жены взял Людочку, ведь по крови-то они не были братом и сестрой. Так в доме отца Александра из всех попят осталась только Леночка, взятая некогда из Саласпилса. Она была болезненная и всё никак не могла выйти замуж. Сочиняла стихи, помогала по дому, ухаживала за козами, коровой, поросятами, но чаще лежала в дальнем углу, читала книжки и болела."
http://womenssecretszone.ru/forum....sg20287
В очерке, конечно, океан слащавых слюней и ревизионистских выдумок, которые нам неинтересны. А суть в следующем. Православным отделом министерства по делам восточных территорий Риббентропа была подготовлена команда из 300 священников, почти исключительно белоэмигрантов, которые сначала были собраны в зональном штабе в Риге, а оттуда отправлены в Псков. Все они были штатными сотрудниками министерства. Ее пришлось готовить и отправлять, поскольку подавляющее большинство остававшихся в оккупации местных священников наотрез отказывались сотрудничать с гитлеровцами, многие священники участвовали в партизанских отрядах и подполье, получили поздней за то правительственные награды. Ионин также входил в состав этой т. наз. псковской миссии (это была просто одна из риббентропповских зондеркоманд). Зонально сфера деятельности министерства не совпадала со сферами ответственности групп армий. Если у последней Остланд соответствовал группе армий "Север", то у министерства в Остланд входила также Белоруссия и Смоленская обл. Министерство занималось, в числе прочего, также распределением (трудоустройством) переводчиков, в т. ч. из фольксдойчей. Так что в Минске тогда вполне мог быть тот самый Александр Ионин, который работал также и во Пскове. Хронологически приказ за подписью Ионина совпадает с приказом о назначении оккупантами смоленским митрополитом представителя созданной оккупантами же белорусской автокефальной церкви (на Смоленщине дело было похоже на то, что и на Псковщине; попам разослали провокационные письма, потом арестовали, предъявив в обвинения те письма, которые находили при обысках, и силой заставили подписать заявления о сотрудничестве с гестапо, но реальных предателей из них, несмотря на данную под пытками подписку, оказались считанные единицы; собирались их так же, как во Пскове, заменить эмигрантами, но столько в эмиграции не набралось, хватило на одну только Псковщину)... В то же время часто мельтешили между Псковом, Минском и Смоленском создатели власовского воинства. А попы из ведомства Риббентропа напрямую занимались вербовкой пленных в РОА, разъезжая по шталагам. Для них это были обычные обязанности (мемуарных свидетельств о том полно). Приехал в шталаг, поагитировал, заоднем пристроил туда на работу переводчиков из Лодзи... Литцманнштадт (Лодзь) в документе упомянут не случайно. Туда из Глубокого поступала одежда убитых в Белоруссии евреев для распределения по программе "Зимней помощи". Все было организовано очень четко. А в Лодзи, соответственно, собирался для отправки в оккупированный СССР персонал переводчиков иммигрантов (т. е. возвращавшихся на родину из эмиграции) со всей Германии. Нормальным образом их обмундировали перед отправкой в одежду убитых евреев, а тут явно что-то не сработало. Но об этом длинная отдельная история.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 05 Апреля 2013, 05.47.17 |
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 05 Апреля 2013, 18.17.46 | Сообщение # 348 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Ионин не такая уже редкая фамилия. Мы ж о псковском толком почти ничего не знаем. В одних источниках его называют Александром, в других Алексеем. Нет отчества и никаких других данных. Вполне мог быть другой поэтому. А насчет Глубокого и Лодзи - точно.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 05 Апреля 2013, 18.20.25 |
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 13.20.34 | Сообщение # 349 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Фраза: "за последние дни ушло из лагеря завода 46 военнопленных" несколько удивляет. Что значит ушло? Может, выбыло?
Если бы выбыли,так написали бы в заявке. В архивном документе написано,что ушли.В чем у Вас проблема при чтении?
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 14.41.43 | Сообщение # 350 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Аркадий1946, Цитата (Аркадий1946) Может, ошибка перевода...
Тогда ищите оригинал документа,вместо своих фантазий. ОТ,это добровольная организация,в ней с собаками никого не охраняли.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 17.22.43 | Сообщение # 351 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Может, выбыло? Надо смотреть немецкий оригинал, но, скорее всего, действительно выбыло (ausgegangen). Точное слово ушли weggegangen, но его употребление в официальном документе режет ухо.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 10 Мая 2013, 17.25.51 |
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 17.30.15 | Сообщение # 352 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) А уйти не мог. Почему?Вам обрыгнет работа,плюнете и уйдете.причем никого не предупредив.Или такие случаи исключены? Надоело торф лопатить за копейки,плюнули и толпой подались в партизаны,там арбайтат не надо,зашел в любую деревню,ограбил старух и лежи в лесу сытый,корми комаров.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 17.34.56 | Сообщение # 353 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) почему-то предпочитали умереть от голода и истощения именно в лагере.
Не все способны грабить старух,многие предпочли умереть в лагере на полуголодном пайке.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 18.07.56 | Сообщение # 354 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Аркадий1946, Цитата (Аркадий1946) При чем здесь старухи-то!? А у кого добывать пропитание могли слинявшие в леса 40 пленных?Или предпочли святым духом питаться,плюнув на хоть и мизерную,но пайку в лагере? Мужиков ведь в деревнях не осталось никого,только старухи,поэтому они и окажутся крайними в борьбе с голодом у ушедших в неизвестность пленных.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 18.29.04 | Сообщение # 355 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Аркадий1946, Куда ушли,нам не ведомо и спорить можно бесконечно с предположениями. Но некоторые возвращались в лагерь из лесов и болот местных от патриотически настроенных партизан и доки по таким случаям есть.
Цитата (Аркадий1946) Так куда все-таки пошли ушедшие с торфоразработок? Старух грабить? Удивительное братство и единение духа и намерений...
А Вы хоть раз голодали?Попробуйте,проверьте свой дух и патриотизм .Заодно проверите и свои намерения в еде.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 20.14.51 | Сообщение # 356 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Аркадий1946, Молодца! Читаем тогда историю про голод:
Всё подавляющий инстинкт голода превращал узников в человекообразных существ. В лагере Дарница, на окраине Киева, «командирам, политрукам и евреям, находившимся во внутренней загородке, не давали ничего. Они перепахали всю землю и съели всё, что можно. На пятый-шестой день они грызли свои ремни и обувь. К восьмому-девятому дню часть их умирала, а остальные были как помешанные. Дню к двенадцатому оставались единицы, безумные с мутными глазами, они обгрызали и жевали ногти, искали в рубахах вшей и клали их в рот. Наиболее живучими оказались евреи, иные и через две недели шевелились, а командиры и политруки умирали раньше, и страшна была их смерть» [89] . Это строки из книги Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Советские цензоры вычеркнули их и много того, чего, по их мнению, советский читатель не должен был знать. Им, вероятно, казалось, что страшные, но правдивые строки унижают достоинство советского человека, пленного.
Искусственно вызванный голод привел не только к массовой смертности, но и к тому, что среди почти обезумевших от голода людей появились людоеды. Уже осенью 1941 г. неоднократные случаи каннибализма отмечены в лагерях Бобруйска, Брянска, Гомеля, Резекне, Саласпилса, Остров-Мазовецкого и др. [90]
В Львовском лагере, известном под названием «Цитадель», был случай, когда одну камеру, где находились советские военнопленные, не открывали много дней, а когда открыли, то увидели, что труп умершего от голода заключенного, был наполовину съеден его товарищами [91] . О том, что людоедство было распространено в этом лагере, свидетельствует параграф № 2 приказа коменданта лагеря: «Запрещено есть трупы военнопленных и отделять части» [92] .
С.Голубков, вспоминая пребывание в лагере Рославль, пишет: «Начались разговоры, что в лагере появились людоеды. Усиленно передавали, что в лагере появилось много мяса. Его поджаривают на кострах, варят, продают, едят, меняют на разные вещи. В лагере участились случаи, когда стали обнаруживать трупы с обрезанными мышцами ног, с вскрытой грудной полостью. Во время очередного обхода госпиталя немецкий врач Лейпельт принес в аптеку завернутое в бумагу сердце. Пленные врачи единодушно определили: сердце человеческое. Немецкие власти обыскали значительную группу пленных и у некоторых нашли вареное, явно человеческое мясо. Люди не отрицали, что такое мясо они едят» [93] .
В декабре 1941 г. во многих лагерях «умерших пленных обнаруживали по утрам с вырезанными ляжками, или вынутыми сердцем и печенью» [94] . В Саласпилсе «встречаются трупы с вырезанными ягодицами или разрезами на боку. Это дело рук людоедов. Более примитивные режут ягодицы, а более изощренные надрезают бока и вытаскивают печень. По этому поводу все время читаются строгие приказы, но людоедство не переводится» [95] .
К. В. Баранов рассказал, что в Резекненском лагере случалось, что «обезумевшие от голода пленные вырезали мясо у умиравших, но еще живых людей» [96] . То же самое происходило в Мариупольском лагере, в котором «люди сходили с ума и в невменяемом состоянии поедали части тел еще не умерших людей» [97] .
В лагере поселка Чкалов Каракубского района Сталинской области голод привел к крысоедству, людоедству. В результате голода военнопленные, проникая к местам сложенных трупов, обрезали мышцы, извлекали внутренности [98] . Немцы, как они считали, боролись с людоедством. В том же лагере трупы 50 человек с вырезанными мыщцами и 50 человек, сильно изнуренных голодом, предположительно людоедов, были заперты в бараке и сожжены [99] .
В Кременчуге в Шталаге № 346 военнопленный Шевченко из Киева с несколькими товарищами, не только ели человеческое мясо, но и продавали его голодающим товарищам. Шевченко был жестоко убит пленными [100]
В Резекненском лагере барак, в котором было обнаружено людоедство, немцы оставили на «4 дня без пищи и в бараке вообще не осталось живых» [101] .
В Житомирском лагере пленные затащили упитанного повара из военнопленных в подвал, убили и съели его. В наказание немцы расстреляли 200 человек во дворе лагеря [102] .
В Бобруйском лагере № 131 за людоедство немцами было расстреляно 28 пленных [103] .
Б.Н.Соколов рассказывает о публичной казни людоедов, пойманных с поличным. «В назидание другим весь лагерь, кроме больных и раненых, в несколько рядов выстроили в виде огромной буквы П. Под конвоем на середину вывели двоих без шапок. Оба чернявые и с виду неистощенные. Говорили потом, что они будто бы уроженцы Средней Азии. У обоих на груди висят доски с надписью на двух языках: “Я людоед”. Старший переводчик долго и монотонно читает приказ. В нем очень подробно и обстоятельно разъясняется, что людей есть нельзя, а нужно быть довольным тем пайком, который каждый получает ежедневно. …выстрелы щелкнули негромко… и мы расходимся. Ни слова осуждения, ни одобрения, ни просто оценки только что происшедшему событию ни от кого не слышно. Говорят о своих повседневных делах. До какой же степени душевного очерствения мы дошли? И как привычна и обыденна для нас стала смерть, неважно какая» [104] . Часто сами пленные либо убивали, либо передавали людоедов немцам, которые на глазах всего лагеря расстреливали или вешали их, предварительно фотографируя. Эти снимки немцы использовали в пропагандистских целях, для характеристики советских военнопленных как недочеловеков – «untermensch», животных [105] .
Должно быть, исходя из этих соображений, только советских военнопленных метили клеймом, как в Древнем мире рабов и скот, в России до середины XIX в. – беглых каторжников, в некоторых странах до конца XIX в. – закоренелых преступников. В Германии возродили эту традицию. В связи с тем, что советские военнопленные при побегах снимали с себя опознавательные знаки, ОКВ издает приказ от 16 января 1942 г., согласно которому приказывалось каждому советскому военнопленному нанести ляписом клеймо на внутренней стороне левого предплечья» [106] . 25 марта 1942 г. вносится поправка: «Каждого советского военнопленного нужно метить клеймом в виде креста на внутренней стороне левой кисти руки» [107] . Но и этого недостаточно, вероятно потому, что военнопленные могут при необходимости самостоятельно избавиться от «особых отметок» в доступных им местах тела. Учитывая это, 20 июля 1942 г. принимается подробная инструкция о клеймении. На этот раз речь идет о клейме «формы острого угла примерно в 45 градусов с длиной в 1 см... на левой ягодице на расстоянии ладони от заднего прохода». Клеймо наносится при помощи ланцета и китайской туши [108] .
Зимой и весной 1942 г. «политика голода» продолжалась. В Саласпилсском лагере весной 1942 г. большая часть деревьев в расположении лагеря стояла без коры. Одни пленные грызли кору, другие старались достать нижние ветки и ели их. Многие «медленно постоянно искали что-то на земле, и найденную грязь ели. Русские военнопленные были похожи на скелеты» [109] .
В Артемовске весной 1942 г. военнопленные «выходили из лагеря как животные, ползали на четвереньках и ели траву» [110] .
В лагере Рава-Русская «французский доктор, который делал вскрытие, находил в кишках военнопленных траву, земляных червей» [111] .
Голодные пленные шли на всевозможные ухищрения, чтобы получить лишнюю порцию, используя для этого мертвых товарищей. Так, бывший французский военнопленный Филипп де Пуа рассказывает, что в лагере Рава-Русская «во время распределения супа двое русских, стоявших в очереди перед кухней, держали между собой покойника, надвинув ему шапку на глаза. Один из них держал две чашки, свою и покойника, чтобы таким образом получить лишнюю порцию супа, которую эти двое разделят между собой» [112] .
От голода люди теряли контроль над собой. Это приводило к новым жертвам во время приготовления и раздачи пищи в лагере. Бывший узник лагеря военнопленных в Харькове Б.Витман в своих воспоминаниях рассказывает:
«В одном из загонов лагеря немцы установили три больших котла, вроде тех, в которых варят асфальт. Из карабинов охрана пристрелила лошадей, на которых привезли раненых. Туши разрубили на куски и бросили в котлы. Вода начала закипать. Тысячи голодных глаз наблюдали за этой процедурой. Немцы вышли из загона, у котлов остались только повара из числа пленных. Этого, казалось, только и ждала огромная масса людей. В одно мгновение она смела заграждения между загонами и ринулась к котлам. Те, что бежали первыми, успели выхватить из кипящей воды еще сырые куски конины. Но задние тут же подмяли под себя передних. В несколько секунд котлы скрылись под облепившими их людьми. Послышались душераздирающие крики, они вывели из оцепенения охранников, и те сделали несколько выстрелов в воздух. Это никого не
остановило. Люди по опрокинутым телам продолжали карабкаться на котлы. Задние сталкивали в кипящую воду передних. Лишь после того, как охрана открыла огонь по людям и уложила несколько человек, людская волна отхлынула назад. Прежде чем началась раздача похлебки, пришлось выловить из котлов сварившиеся трупы...» [113]
Образное описание голода в лагере Молодечно и точное определение виновных в нем дал в своих показаниях 1.4.1945 г. во время следствия начальник лагерной полиции П.Красноперкин: «Люди, исхудавшие до предела, напоминали скелеты, а сам лагерь – огромное кладбище, на котором поднялись сразу все погребенные. Страшно страдали от голода и жажды. Слабость от голода делала людей подобными теням. От голода сходили с ума, убивали себя. Голод был царем лагеря, а немцы – теми, кто дал ему корону» [114] .
Эта характеристика верна для всех лагерей, в которых содержались советские военнопленные в 1941–1942 гг.
http://www.jewniverse.ru/RED/Shneyer/glava1otv%5B1%5D.htm
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 21.17.29 | Сообщение # 357 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Глядя со стороны, вижу, что вы спорите о разных вещах. Сейчас обычно, что если взять некое бюджетное среднестатистическое предприятие или учреждение в провинции, то средняя зарплата на нем составляет 20-25 тыс. В действительности же подавляющее большинство работников получает 5-7, в лучшем случае порядка 12 тыс. А директор совершенно спокойно может получать от 150-ти тыс., в т. ч. значительно больше. Также по не менее 50-ти тыс. получают ведущие специалисты, наиболее ответственные и приближенные к директору сотрудники. А всего высокооплачиваемых на все предприятие (учреждение) немного десятков, в пределах 50-ти. По этому принципу можно привести грубую аналогию с предприятиями ТОДТа в оккупированном СССР. Добровольно поступали туда на работу по большущему блату с предъявлением доказательств лояльности только группа высокооплачиваемых. Точнее, такой небольшой шанс имелся у аборигенов. А в большинстве на соответствующих высокооплачиваемых должностях работали арийцы, вообще граждане других оккупированных стран за пределами СССР. Далее, работая на сравнительно низкооплачиваемых должностях, европейцы получали за одинаковый труд зарплату минимум вдвое больше советских (где-то мне попадались соответствующие законодательные выкладки, притом славянам было установлено платить меньше французов и т. д.), в размере, позволяющем более менее сносно жить. Дальше система направления на работу в тодт. Практиковался добровольный и псевдодобровольный набор. Все, что я описал выше, распространяется на поступавших на работу в тодт такими путями. Такие работники заключали договоры, формально имели право на отпуска, в т. ч. декретные, на больничные, могли обжаловать через суды недоплаты и иные нарушения их прав со стороны нанимателей. Однако вряд ли даже сотая часть остарбайтеров вообще слыхала об особом трудовом законодательстве, распространявшемся на них, о своих правах. А закон кулака в их отношении действовал повсеместно и безотказно. Кроме описанных выше категорий в тодте работали принудительные работники. С ними даже и никаких договоров не заключали. Это были просто во всех отношениях подлинные рабы. При многих предприятиях тодта имелись лагеря принудительного труда, где содержались гражданские заключенные, нередко евреи, а также рабочие команды пленных. На них все сказанное мной выше абсолютно не распространялось. Повторяю: просто рабы. Это само по себе не значит, что повсеместно отношение к ним было зверски жестоким. В частности, имеется свидетельство о том, что на строительстве аэродромов в Норвегии принудительно отправленных туда советских гражданских нормально кормили, одевали по климату и содержали в сносных бытовых условиях. Но что касается оплаты труда этой категории гражданских, то ее, пожалуй, не было вовсе. Т. е., возможно, где-то платили какие-то жалкие копейки, но как исключение из общего правила. Само собой разумеется, что из рабочей команды при предприятии тодта пленный не мог никуда уйти самовольно. Там он находился на ровно таких же правах, как в головных лагерях шталагов со всеми вытекающими из этого последствиями. Уход рассматривался как побег и т. д. Возможно, пленным, как и гражданским, где-то какие-то копейки платили. Но это не было вовсе общим правилом. Поэтому фразу об уходе с предприятия тодта пленных следует однозначно толковать как об убытии. Может, они умерли, бежали, были переведены куда-то. Но абсолютно однозначно, что свободный уход по собственному желанию тут был категорически исключен. Увольняться и уходить, по крайней мере, теоретически, могли тогда заключавшие контракты, что предполагало само собой предварительное лишение статуса пленных. Это уже совершенно не пленные, совершенно другая категория работников тодта - формально свободные гражданские люди.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 10 Мая 2013, 21.17.56 |
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 10 Мая 2013, 21.59.40 | Сообщение # 358 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Nestor,
Тогда ответьте фантазеры с советской пропагандой в голове ,откуда такие зарплаты у абсолютных рабов:
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84353335
285 человек на 31.03.44 года
Конец месяца,зарплата в последний день,как по часам у рабов.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
СерегаК | Дата: Суббота, 11 Мая 2013, 09.18.33 | Сообщение # 359 |
Группа: Поиск
Сообщений: 1848
Статус: Отсутствует
| Цитата (Аркадий1946) Напоминает наспех сляпанную агитку, противоречащую и науке, и практике... 30-40 дней человек обязан прожить по всем канонам
Да отнюдь. Было, и часто. Особенно страшно, когда добивали и ели пусть и находящихся при смерти, но еще живых пленных. А что касается канонов - отправьте в печку. У нас по канонам и по законам много чего положено, а в реальности?
Сергей Кудрявцев
|
|
| |
Саня | Дата: Суббота, 11 Мая 2013, 10.33.05 | Сообщение # 360 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Аркадий1946, Цитата (Аркадий1946) Эта ведомость - подобна "немецкой Книги умерших в лазарете", приписанной кем-то к шталагу 352 (и чему пока нет никаких доказательств).
У всех пленных из этой ведомости есть карточки ПК2 в ОБД и они все из Дулаг126. Причем мы их рассматривали в теме http://www.sgvavia.ru/forum/152-3331-315294-16-1367645949
Уметь надо работать с ОБД в поисках доказательств,а не спорить круглосуточно,отрицая всё и вся.
Цитата (Аркадий1946) Напоминает наспех сляпанную агитку, противоречащую и науке, и практике...
30-40 дней человек обязан прожить по всем канонам. Другое дело, если им воды не давали...
Отрицаете голод в лагерях?
Цитата (Аркадий1946) В данном случае даже нет сопроводиловки Клаусена, которая могла спровоцировать на такие предположения... У этой ведомости сопроводиловка круче.И Вы ее видели,даже настаивали показать ее,но не в коня корм видать.Она случайно оказалась в документах лазарета в Будешти. Причем по ней еще и по питанию были доки представлены и прочие. .
Qui quaerit, reperit
|
|
| |